Полстолетия четы Блиновых «Вкусная» фамилия у Тамары Александровны и Эдуарда Николаевича – Блиновы. А еще с щедрой руки хозяйки дома довольно распространена в наших местах присказка-складушка: «Нет вкусней блинов Блиновых». Блины действительно отменные, самой отведать приходилось. Секрета их изготовления хозяйка не держит в тайне, а вот приготовить точь-в-точь такие же по вкусу не получается. Значит, все-таки есть в этом простом деле какая-то потаенность, которая покоряется именно этой милой, улыбчивой, доброжелательной женщине. Как есть особая глубинная способность создавать своими руками, ваять разумом, врожденной мудростью совершенно нераздельное единство - семью, в которой уже 50 лет царят любовь и согласие, взаимопонимание между родителями и детьми, внуками. Где есть постоянная вера друг в друга. Где нет нареканий, обид и разочарований, где есть семейный отдых, хобби, верные друзья, совместные вечера в теплой, душевной обстановке.
Чета Блиновых 22 года живет в районе - в обыкновенном двухквартирном доме, который сами отремонтировали, без высокого забора, с крохотным участком земли, на котором властвуют цветы необыкновенной красоты и разнообразия.
Безусловно, это вотчина Тамары Александровны, как и чистота, уют, комфорт в доме, вкусная, свежая, разнообразная еда на столе, всегда накрытом белой скатертью. Так повелось давно: материального достатка у молодой семьи не было, а уют и порядок были всегда, и приготовленные обед и ужин. Когда уезжала в командировку жена, готовил, стирал, заплетал косички дочке муж.
- Так, как жарил картошку папа, - вспоминает дочь Татьяна, теперь уже мама двоих взрослых сыновей-богатырей, - никто не мог. Я такой вкуснятины больше не ела. Скажу только сейчас по секрету, что папа жарил картошку на сливочном масле, а мама на постном. Как-то мы с ним решили, что нам надоело заплетать мне косички. Принесла ему ножницы, и он мне обе заплетенные кверху хвостики-косички отрезал. Кошмар случился на голове, пришлось рано утром до школы идти нам в парикмахерскую. Зато у меня была самая модная прическа в классе.
Десятки историй из семейной жизни помнит Татьяна Эдуардовна, все они пронизаны радостью идущих из детства воспоминаний о состоянии защищенности, заботы, доброты. В географии этих воспоминаний не мудрено запутаться: в силу специфики работы отца семья одиннадцать раз переезжала на новое место жительства. Так надо было, так требовало время, так распоряжались судьба и обостренное чувство долга, которое отчасти воспитала в Эдуарде Николаевиче семья, отец-фронтовик Николай Алексеевич, но в большей степени, утверждает он, служба в армии.
Среди фотографий и старых документов хранится в семье скромная бумажка – повестка о призыве на военную службу. В ней предписано явиться призывнику Блинову Э. Н., проживающему в деревне Юрово Соловьевского сельсовета Тульской области, 30 ноября 1961 года к 15 часам в село Чернь к райвоенкомату. К повестке так и просится присоединиться запечатленная на стареньком фото группа сельских женщин в телогрейках, вязаных пуховых платках, валенках.
Они пришли проводить новобранца Эдуарда, их любимца-бригадира, комсорга совхоза, на службу. Это был 1961-й год, 16-й год после войны. В деревне остались почти одни вдовы, а в семье Блиновых отец вернулся с фронта с орденом Красной Звезды, но без ноги.
Служить выпало в авиационной части села Камень-Рыболов. Боец Эдуард Блинов явно отличался не только физической статью, но и сформировавшимися взглядами на жизнь, цельностью и твердостью характера. Комсорг роты, инструктор политотдела по комсомольской работе вертолетного полка…
Таким было начало его основного дела, которое определило всю дальнейшую жизнь. До сих пор Эдуард Николаевич добрым словом вспоминает начальника политотдела полковника Михаила Михайловича Верлинского, который, по сути, подготовил его к серьезной партийно-хозяйственной работе, убедил, что парню надо оставаться здесь, учиться, набираться опыта.
После службы его направляют на работу вторым секретарем райкома комсомола в Спасский район. Здесь-то и встретились две половинки, которым суждено было стать единым целым, одной семьей. Спассчанка, воспитательница детского сада, дочь кадрового военного и педагога, Тамара покорила сердце комсорга, и 16 октября 1965 года они отпраздновали скромную свадьбу, на которой даже не было фотографа, поэтому и свадебной фотографии у них нет.
- С той поры и стала моя избранница соучастницей моих забот и тягот номенклатурного работника партийно-хозяйственного актива, - рассказывает Эдуард Николаевич. - В народе считали: хорошо им, партработникам да райисполкомовцам, им все на блюдечке принесут. 16 октября мы свадьбу сыграли, к 1 ноября перевели меня в Покровку, поселились мы в крохотной комнатке в бараке. Когда работал в парткоме строительной организации Восточного порта, два года белую рубашку не надевал. Это к тому, что жили как все, трудно, с неудобствами, но это с нынешней точки зрения. А тогда это не замечалось. Была большая ответственность за порученное дело, было много работы, планов громадье.
Мне, честно, не нравится, когда говорят мои ровесники, люди постарше, что вот жизнь как-то неумолимо быстро пробежала. Ерунда это, жизнь не пробежала, мы ее прожили. С трудностями, радостями, успехами, неудачами, встречами, потерями. Жили, живем и будем жить. Разве мы мало сделали за свою жизнь? Будучи председателем райисполкома в Хорольском районе я съездил в Липецкую область, и опыт строительства жилья липовчан мы применили у себя: с нуля построили улицы в Вознесеновке, Благодатном, Поповке, Старобельмановке, Хороле, среднюю школу в Лучках. В Пограничном районе за пять лет, что работал первым секретарем райкома, производство молока мы увеличили на 48 процентов, мяса более чем на тысячу тонн…
Таким уж выходил у нас разговор с Эдуардом Николаевичем в канун праздника дня святых Петра и Февронии: подвожу его к рассуждениям о семье, верности и любви, к тому, как же прививать эти ценности молодежи, а он склоняется тут же к своему коньку – хозяйственным проблемам, которых, казалось, разрешил вдосталь за свою трудовую жизнь. И его понять можно. Он привык отвечать за свои поступки по-мужски, основательно, с твердой уверенностью, что у него надежные тылы, есть за спиной люди, его родные, любимая жена, которые его всегда поймут, морально поддержат и выстроят семейную жизнь так, что надежность и уют в ней будут всегда.
- Мое дело было узлы связывать, на новом месте развязывать, все начинать сначала: налаживать быт, наводить красоту в доме, устраиваться на работу, дочери – привыкать к новой школе, - говорит Тамара Александровна. - Как мы шутим, с этими переездами я стала многопрофильным специалистом: воспитателем работала, директором детского сада, методистом, инженером по охране труда и технике безопасности, экономистом планового отдела, начальником отдела кадров в управлении сельского хозяйства, начальником отдела по делам материнства и детства. Теперь я только бабушка, мама, жена и теща у любимого зятя. И эта многогранная роль мне очень нравится.
Как надежного, профессионального партийного работника Эдуарда Николаевича направлял край туда, где нужна была сильная рука профессионала. Но родной гаванью для семьи стал Пограничный район. Здесь после учебы в Уссурийской сельхозакадемии обосновалась со своей семьей дочь Татьяна, подарив им двух внуков. Здесь же с 2001 по 2011 годы Эдуард Николаевич работал главой района. Трижды население на выборах выражало ему свое доверие.
Есть ли секреты, на которых держался и держится семейный покой Блиновых, доверие, уют, комфорт, гармония? Есть, и первый из них – оставлять все рабочие моменты за порогом дома. Дом – это мир, в котором надо стараться жить радостями и проблемами семьи. Второй – все семейные проблемы решать за «круглым столом переговоров», никогда не делать это по телефону. Как говорится, «садиться рядком и решать ладком». Третий – доверять друг другу, уважать и считаться с мнением всех при принятии решения. Четвертый касается больше супругов: Тамара Александровна никогда не купит дорогое платье или другой наряд, вещь в дом, не посоветовавшись с супругом. Ой, как взовьются сейчас наши эмансипированные дамы: «Как так? Это перебор, нет женской свободы!» Зато есть мудрость, а с ней и свобода.
- Я хочу нравиться прежде всего своему мужу, а у него вкус отменный. Когда я ему нравлюсь в наряде, я нравлюсь себе, я свободно себя чувствую. И разве не обидно женщине, когда мужу все равно, что жена купила и как она выглядит? – вот такова женская логика и такой выбор делает Тамара Александровна в пользу согласия и мира в семье.
Трудно воспринимать чету Блиновых пенсионерами, но факт свершился, однако ничегонеделанья с ними не случится никогда.
Эдуард Николаевич – заместитель руководителя совета общественности района, член оргкомитета «Победа». К нему обращаются за советом, помощью, с ним интересно и полезно общаться. Тамара Александровна с удовольствием поет в хоре ветеранов, участвует в работе общественной организации ветеранов. Но главная их радость теперь – общение в семье, с внуками, мужские и женские хлопоты по дому. Чувствуется, что делать что-либо совместно им в радость.
- Наверстываем упущенное, - шутит Эдуард Николаевич, - раньше только полдня получалось отдохнуть с семьей по воскресеньям, а теперь вот - свобода! Но не безделье, это совершенно не наш образ жизни…