В классе есть у нас доска… Среди множества серьезных вопросов, рассмотренных на очередном заседании районной Думы, в основном связанных с изменениями в нормативно-правовых актах из-за нововведений в российском законодательстве, был один понятный и близкий всем, кто когда-либо учился в школе: об оснащении школ современным оборудованием. Заседание проходило под председательством И. Басюк, в нем приняли участие глава района Н. Тодоров, прокурор Д. Егоров.
Реформа образования идет не первый год, и современных школяров уже не удивишь компьютерами и планшетами, да и интерактивные доски уже не вызывают пиетета.
По информации, предоставленной районным отделом образования, всего за 4 года, с 2011 по 2015 год, школы Приграничья получили оборудование на общую сумму в 34 млн 595 тыс. рублей. Из этой суммы только компьютерной техники пришло более чем на 20 млн рублей. Неплохо?
Депутаты, чтобы лучше разобраться в проблеме, группами побывали в школах района, поговорили с директорами и педагогами, заглянули и на уроки к ученикам п. Пограничного и сел. Позже, при обсуждении вопроса на депутатской комиссии, а затем и на заседании Думы, они поделились увиденным с коллегами. А оно не порадовало. К. Талипов, председатель депутатской комиссии по социальным вопросам:
- Посетив школы, мы убедились, что поставленное в школы современное оборудование не совсем современное, что встает вопрос и о качестве подготовки учителей, работающих с этим оборудованием. Например, в Барано-Оренбургском, в Сергеевке не могли показать, как работают интерактивные доски. В этих школах они используются просто как проекторы. Есть вопросы по комплектности поставок. Депутат А. Гаврик:
- Я побывал в нескольких школах, но увидел, что только в первой используют полученные лабораторную и компьютерную технику, интерактивные доски в достаточной степени. В других школах, как выяснилось, на имеющемся оборудовании учителя зачастую не могут работать из-за отсутствия соединительных проводов, зарядных блоков. И поэтому оно простаивает, годами не используется, хотя по отчетам числится.
Жалуются учителя на то, что нет программного обеспечения на имеющиеся интерактивные доски, и поэтому они действуют как проекторы для показа фильмов, где-то в комплекте к интерактивным доскам нет компьютера, а нетбук не позволяет в полной мере использовать возможности, где-то нет специальных указок или перегорела лампа.
В Сергеевке в кабинете информатики, где сидят 18 детей, работают 4 компьютера, один из них у учителя. Примерно такая же картина и в кабинетах информатики в железнодорожной школе – дети сидят за одним компьютером по 2-3 человека, в андреевской тоже всего три рабочих компьютера. Как дети могут учиться в таких условиях? В то же время в первой школе компьютеры стоят даже в кабинетах математики и других. По какому принципу распределяются поставки современного оборудования? Председатель Думы И. Басюк вместе с коллегами также побывала в поселковых и сельских школах и сделала свой вывод из увиденного:
- Даже имеющееся современное оборудование часто не используется в полной мере. И причины этого, считаю, устранимые. Многое зависит от самих учителей, их желания осваивать новое. Районному отделу народного образования нужно помогать школам в обслуживании, наладке. Для этого нужен централизованный подход к конт-
ролю за работой поступившего по программе модернизации оборудования.
Руководитель районного отдела народного образования Н. Панкова пояснила, что адреса для поставки оборудования определены краевым департаментом образования, в основном это базовые школы, и от их желания получение ими компьютеров, интерактивных досок не зависит.
Обеспокоенность депутатов сложившейся ситуацией понятна. Но как бы то ни было, озвучили свое мнение депутаты, нельзя действовать по пословице «Дареному коню в зубы не смотрят». Надо требовать комплектности оборудования, закупать недостающее, проводить обучающие занятия с педагогами, чтобы лабораторное оборудование не лежало мертвым грузом в ящиках, а интерактивные доски были задействованы на уроках не только как проекторы.
И на заседании комиссии, и на Думе говорилось также о том, чего школам сейчас не хватает для обеспечения современного процесса обу-чения согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам.
В Пограничном районе ни в одной школе нет лингафонного кабинета, а в имеющихся кабинетах английского языка не помешали бы магнитофоны, компьютеры или интерактивные доски.
Несмотря на то что за последние годы велось обновление оборудования, все же в большинстве школ его недостаточно, особенно в кабинетах естественно-научного профиля. Лабораторное и демонстрационное оборудование в кабинеты физики, химии в школы района не поступало много лет. Учителя химии солидарны в одном – реактивов для проведения опытов и лабораторных работ в школах практически нет, педагоги уже позабыли, когда они поступали. Есть еще одна общая проблема – низкая скорость Интернета. На это жаловались все: и директора школ, и учителя.
В сельских школах недостает компьютерной техники и мультимедийного оборудования. Нужны компьютеры и интерактивные доски для начальных классов во все школы района. По самым скромным подсчетам учебно-лабораторного оборудования, компьютеров и интерактивных досок нужно нашим школам на сумму более 19 млн рублей.
Районные депутаты, рассмотрев вопрос оснащения современным оборудованием школ, решили вернуться к нему на мартовском заседании. А пока районному отделу народного образования было предложено провести инвентаризацию поступившего за последние годы оборудования, чтобы выяснить, какое находится в рабочем состоянии и что нужно предпринять, чтобы имеющееся заработало.
Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: Депутаты побывали в школах района, чтобы лучше разобраться в проблеме оснащения учебных заведений оборудованием.