Вокруг бюджета и «Бытовика» На недавно прошедшем последнем заседании Думы наиболее обсуждаемыми стали вопросы принятия бюджета района на 2016 год и об эффективности работы МУП «Бытовик».
Об этом мы расспросили председателя Думы Ирину Басюк.
Задача одна на всех – увеличить доходы
- Ирина Августовна, Дума приняла в первом чтении бюджет района на следующий год. Какую оценку ему дали депутаты?
- Проект бюджета, представленный администрацией района, особо нас, депутатов, не вдохновил: доходная часть запланирована в сумме 334 миллиона 777,42 тысячи рублей, это на 5,5% ниже уровня прошлого года, спланирован бюджет с дефицитом в сумме 3 млн 84 тысячи рублей. Но мы его приняли в первом чтении.
Считаю, поступили правильно. Как бы отрицательно мы ни относились к параметрам бюджета, лучше от этого они не станут. А району надо жить, вступать в новый год. Без основного финансового документа это невозможно.
На комиссии, на заседании Думы депутаты задавали много вопросов главному финансисту района Е. Кислицыной и приняли ее аргументы, ее осторожный подход к формированию бюджета. Да, потребности народного образования обеспечены бюджетом на 81%, культуры – на 79% и т. д. Но исходить надо из того, что есть. А возможность пересмотреть доходы, уточнить их и направить на нужные цели будет всегда. - На что нацелен дефицит бюджета?
- Мы не первый раз принимаем бюджет с дефицитом. И не боимся этого, зная, что планирование дефицита допускает и Бюджетный кодекс РФ, и Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пограничном районе. Но только в том случае, если будет остаток средств в бюджете по итогам предыдущего года. По прогнозам остаток составит не менее трех миллионов. Дефицит спланирован в сумме 3 млн 84 тысячи рублей.
Однако если в прошлом году мы могли направить дефицит на финансирование социально значимых проектов, например, на ремонт спортивного зала в Барано-Оренбургской школе, то сегодня он направлен на то, чтобы с начала нового года смогли заработать муниципальные программы. Например, чтобы можно было провести запланированные спортивные мероприятия, мероприятия в сфере культуры, молодежной политики и т. д.
Муниципальных программ двадцать. Вместе с дефицитом на их исполнение выделено 10 млн 800 тысяч рублей. 5 млн из них – на программу «Чистая вода». Соответственно 5 млн 800 тыс. – на остальные 19. Это самый минимум. Например, на программу развития физической культуры и спорта выделено 720 тысяч рублей. И только на спортивные мероприятия. На другие потребности: создание материально-технической базы, оборудование новых спортивных площадок средств нет. Подход тот же – программы будут наполняться финансово по мере поступления доходов в бюджет. - Накануне формирования бюджета депутаты утвердили перечень наказов избирателей социальной значимости и направили его в администрацию района. Нашли ваши наказы отражение в бюджете?
- Частично. Определено финансирование на исполнение наказа депутата А. Гаврика: расчистка канав в северной части поселка, вдоль улиц Строителей, Северной, Заводской. Будет исполнен наказ депутата Е. Тюпина: выделены средства для дальнейшей процедуры оформления в муниципальную собственность объездной дороги (пост ГАИ – с. Барано-Оренбургское). Предусмотрено финансирование на ремонт крыши спортивного зала Сергеевской средней школы (депутат С. Мацюк), на завершающий этап работ по обустройству ливневки в районе домов
№ 64 по ул. Ленина и № 7 по ул. Рабочей (депутат И. Басюк).
Исполнение остальных наказов мы взяли под свой депутатский контроль. Будем заявлять о них в зависимости от формирования доходной части бюджета. - Какова вероятность того, что доходов будет больше запланированного?
- Это главный вопрос, который сегодня всех беспокоит. На заседании Думы в мае было принято решение, в соответствии с которым со следующего года доходная часть бюджета будет формироваться по другому принципу: краевая дотация будет заменена на дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Анализ, сделанный финансовым управлением, показал, что если бы и в этом году так формировался бюджет, в него дополнительно поступило бы 11 млн рублей. Цифра нас убедила. Но с учетом сложной экономической ситуации определенный риск и сомнения все же есть. Дотация – это гарантия стабильного поступления определенной суммы в бюджет. Отчисления от НДФЛ определяются степенью развития района. Удержит район экономику хотя бы на сегодняшнем уровне – уже выиграем. Будет экономический спад – значит и доходов будет меньше.
Не зря бюджет, поставленный в зависимость от НДФЛ, называют прогрессивным. Он побуждает идти вперед, развивать производство, создавать новые рабочие места. Администрация района представила депутатам достаточно оптимистичные прогнозы социально-экономического развития района. Будем надеяться, что они исполнятся. - Налог на доходы физических лиц составляет 87% в структуре всех налоговых доходов. Но в бюджет поступают и неналоговые доходы. Есть перспективы в этом вопросе?
- Запланированный объект неналоговых доходов от общей суммы доходов составляет 9%. В этот объем входят доходы от использования муниципального имущества, аренды земли, продажи земельных участков и т. д. То есть это тот сегмент, на который мы можем и должны влиять. Администрация района - своим разумным подходом к использованию имущества, а депутаты – своим контролем за этим процессом. - Расскажите об этом.
- Вопрос по эффективному использованию муниципального имущества мы выносили на заседание Думы несколько раз в этом году. Последний раз – в ноябре. Рекомендовали администрации организовать охрану тех объектов, переданных району Министерством обороны, что расположены на территории бывшего укрепрайона. Объекты откровенно расхищаются.
На сегодняшний день складывается неблагополучная ситуация с передачей земель Минобороны в собственность района. Так и не передано большинство земельных участков, в том числе и те, на которых находятся бывшие объекты Министерства обороны, которые уже являются муниципальной собственностью. Это создает определенные трудности по использованию этого имущества, сказывается на доходной части бюджета, а в целом тормозит реализацию ряда социально-экономических проектов, связанных с использованием этих земельных участков.
Депутаты Думы вслед за администрацией района обратились в территориальный отдел имущественных отношений Министерства обороны РФ с настоятельной просьбой о передаче земельных участков. Особого результата это не дало. Следующий наш шаг – обращение в Законодательное Собрание Приморского края с тем, чтобы вопрос о передаче земельных участков Министерства обороны РФ в собственность муниципальных образований Приморского края был рассмотрен на совете председателей представительных органов. Нам важно знать накопленный опыт в решении этого актуального вопроса других муниципальных образований края. По имеющейся информации, пока только Славянскому городскому поселению удалось добиться от Министерства обороны передачи земель в муниципальную собственность. И это позволило пополнить бюджет поселения.
Как разомкнуть замкнутый круг?
- На последнем заседании Думы вы рассмотрели также вопрос «Об эффективности работы МУП «Бытовик» и перспективах его дальнейшей деятельности». Какие выводы сделали?
- К сожалению, не самые радужные. Ситуация, сложившаяся в муниципальном унитарном предприятии, учредителем которого является администрация района, в итоге обозначилась четко: замкнутый круг. Этот вопрос был вынесен в повестку дня в результате обращения к нам работников «Бытовика». Их интересовала его дальнейшая судьба.
Чтобы вникнуть в суть дела, накануне заседания вместе со мной депутатская группа в составе К. Талипова, С. Удовика, М. Губаря, Е. Тюпина побывала на предприятии. Мы встретились с директором А. Сердюком, работниками.
Картина в общих чертах такова. Задолженность предприятия по заработной плате, за теплоснабжение и в бюджеты всех уровней – порядка двух с половиной миллионов. Закрыт расчетный счет в Примсоцбанке, по решению суда закрыта и касса предприятия.
Работники учреждения говорят о том, что сегодня их в стенах «Бытовика» держит только одно – желание, чтобы скопом была выдана задолженность по зарплате. Но вряд ли такое возможно. Погашаются долги действительно только по зарплате, она поступает работникам через службу судебных приставов на банковские карты, на сегодняшний день – за март-апрель. До зарплаты за текущие месяцы дело явно дойдет не скоро – расходы по-прежнему превышают доходы. В итоге, гасится долг за один месяц – образуется за другой.
На заседании Думы С. Цыбакова, заместитель главы администрации – начальник отдела экономики и прогнозирования представила анализ сложившейся ситуации: предприятие не расширяло виды услуг, ограничиваясь только услугами парикмахеров и ремонтом-пошивом одежды. Большое помещение не использовалось в полную силу, не оправданы затраты на отопление пустующих помещений, не на должном уровне клиентская база предприятия, к тому же оно не приспособилось к требованиям Федерального закона, в соответствии с которым закупки материалов и выполнение заказов необходимо осуществлять, участвуя в конкурсах и аукционах.
Сегодня в здании «Бытовика» вот-вот начнет работу многофункциональный центр (МФЦ), который занял большую часть помещений. Это как-то разрядило ситуацию: затеплились батареи здания, еще в марте отключенного от системы централизованного отопления. Сам «Бытовик» перебирается в меньшие помещения, пересмотрено штатное расписание, из которого исключены должности одного бухгалтера, инспектора отдела кадров, завхоза, заведующего складом. - Дадут ли эти мероприятия должный результат?
- Если судить по точке зрения директора МУПа А. Сердюка, то нет. Оптимизировать предприятие можно, а реанимировать его без внешней помощи невозможно, считает он.
Обозначил депутатам свою позицию и глава района Н. Тодоров: сегодня главная задача администрации района – решить социальный вопрос, чтобы работникам была выплачена задолженность по заработной плате. Эту задачу и выполняет служба судебных приставов. А администрация не планирует ни ликвидировать «Бытовик», ни объявить процедуру его банкротства, в таком случае на нее лягут непосильным бременем все долги предприятия. Выход глава видит в одном – в переходе предприятия на коммерческие рельсы, придании ему другого правового статуса: либо ИП, либо ООО – решать работникам. В ином случае судьба
МУПа предрешена: со временем его как бездействующее закроет государство.
И все же депутаты решили рекомендовать администрации еще один вариант: реорганизовать умирающий МУП «Бытовик», присоединив его к жизнеспособному МУП «Приморье». С таким предложением, которое поддержали и депутаты, выступил С. Удовик. Он привел свой пример, когда в течение трудных пяти лет помогал сохранять хлебное производство в здании бывшего хлебозавода, став его собственником. Быть может, реорганизация «Бытовика» решит ту же производственную задачу – сохранит его услуги, по-прежнему востребованные населением. Ответ на этот вопрос предстоит взвесить администрации района.