Трудное счастье Екатерины Бреславец Екатерина Моисеевна Бреславец - уважаемый и почитаемый в селе человек, ветеран труда. В этом году ей исполнилось 80 лет. Она из тех людей старшего поколения, кому выпала горькая участь пережить годы войны в немецкой оккупации, на себе испытать лишения и тяготы того времени.
Родилась она на Украине в Полтавской области. В семье было трое детей. Весной 41-го года отца призвали на военную подготовку на 45 суток. 22 июня он должен был вернуться, но началась война, и семья больше не получила от родителя никакой весточки. Позже пришло извещение, что он пропал без вести.
Несмотря на то что в ту пору ей было 7 лет, девчушка помнит как враги «обживали» их село: жгли школы, дома, сожгли мельницу, амбары с хлебом. Люди убегали прятаться на болота. Детей собирали в один дом и взрослые его караулили.
- Однажды советский самолет разбросал листовки, - вспоминает Екатерина Моисеевна, - в обращении к мирному населению говорилось, чтобы люди копали окопы и так спасали свои жизни.
По сей день пожилая женщина не может без слез рассказывать, как захватчики устраивали облавы на коммунистов. Не щадили даже стариков, всех расстреливали на глазах у сельчан, а потом бросали в яму и зарывали трактором. Помнит, как много молодежи угнали в Германию: приносили в дома какие-то бумажки, называя их повестками, и забирали из семей старшеньких детей…
Когда подошло время идти ей в школу, нечего было ни надеть, ни обуть. Все-таки в первый класс девчушку собрали. Осваивала она его три года, да так и осталась с образованием в один класс. А с 12 лет сельская детвора уже трудилась в колхозе. Худенькие, слабенькие от недоедания подростки выполняли физически трудную работу – управлялись с быками, возили корма скоту. От такой нагрузки Катя серьезно надорвалась, заболела, но председатель все же уговорил мать устроить ее стеречь колхозный сад. Но разве можно было его устеречь от голодных детей…
После войны жизнь сытнее не стала. На трудодень выдавали 100 граммов зерна. В 16 лет Кате выписали трудовую книжку, в 18 лет, справив на заработанные деньги одно платьице, первый раз пошла в клуб.
В те годы разворачивалось массовое переселение на Дальний Восток. Мать ехать побоялась, а старшенькая Катя, которой уже исполнилось 19 лет, рискнула. Трудно дались молоденькой девушке первые месяцы на новом месте. Она тосковала по родным, плакала, писала письма маме, чтобы та не ехала сюда. Как потом сама признавала, в таком настроении она не могла увидеть ничего хорошего в красивом и живописном селе Жариково, куда прибыла по переселению. Но уж видно судьбой ей было предначертано остаться в этом месте на всю жизнь, здесь встретить вторую свою половинку, создать семью. Потом сюда переехала и ее мама.
Счастливо сложилась женская судьба у Екатерины Моисеевны. Вышла замуж за рослого, красивого парня Владимира, в которого влюбилась с первого взгляда. Когда в молодой семье Бреславец пошли один за другим дети, муж показал себя внимательным супругом, заботливым отцом. Любил жену, во всем ей помогал: с детьми, по хозяйству. Их семейный союз длится 60 лет, но не меняются их сердечные отношения друг к другу, они по-прежнему красивая, видная пара. Хотя оба в почтенном возрасте – Владимиру Васильевичу, участнику войны, исполнилось 89 лет, ей – 80, вырастили и, как говорится, вывели в люди пятерых детей.
Оглядываясь на свою многотрудную, лишенную детских радостей жизнь, моя собеседница не раз делилась тревожными мыслями: «Только бы детям нашим не довелось пережить того, что выпало на долю нам, детям военного поколения», - беспокоится она. Хочется от души пожелать милой женщине, чтобы такие грустные думки были лишь напрасными тревогами, а в жизни по-прежнему царили мир и согласие.
Галина КОЛОС,
председатель ветеранской организации с. Жариково.
Фото автора.
На снимке: Супруги Бреславец через всю жизнь пронесли любовь и уважение друг к другу.