Реорганизовать нельзя оставить Вопрос о сохранении открытой (сменной) очно-заочной школы был вынесен на внеочередное заседание Думы.
Повестка дня заседания Думы, в котором приняли участие глава района Н. Тодоров и прокурор района Д. Егоров, состояла всего из нескольких вопросов. Первый касался назначения на 14 сентября дополнительных выборов депутатов районной Думы по двум округам. Из 19 депутатов сейчас исполняют свои обязанности 17. В отношении двух депутатов - И. Сокола и Н. Тамбовцева - депутатские полномочия были по различным причинам досрочно прекращены.
Но самым обсуждаемым по накалу эмоций оказался вопрос о реорганизации открытой (сменной) общеобразовательной школы. Причиной рассмотрения факта реорганизации на Думе стало обращение педагогов, школьников и родителей, которые против такого решения.
Школе быть?
В прошлом году уже ходили слухи о закрытии школы, педагоги вечерки писали в Думу, ходили на прием к главе района. Но тогда быстро разобрались, и власти уведомили педагогов, что школу реформировать не будут. На этот раз на момент коллективного обращения в Думу маховик реорганизации оказался полностью раскручен.
Педагоги и ученики, подписавшие обращение, хотят знать ответ на главный вопрос: «Почему закрывается стабильно работающее образовательное учреждение?» Хотя в опубликованном постановлении администрации района речь не идет о ликвидации школы, обратившиеся в Думу считают, что все сводится именно к закрытию учреждения.
Как стало известно, 18 мая педагоги получили уведомления, в которых говорится о реорганизации школы путем присоединения к Пограничной СОШ
№ 2 (ж/д школе).
«Неудачный опыт реформирования школ района является основой нашего беспокойства», - признаются в письме педагоги и ученики.
Действительно, реорганизованные несколько лет назад при предыдущей администрации района, также путем присоединения к более крупным, школы в Духовском, Софье-Алексеевке и Бойком оказались на деле просто ликвидированными. Повторения печального опыта взволнованные новацией учителя и ученики вечерки не хотят.
Проникшись общим настроением, члены из думской комиссии по социальным вопросам и председатель Думы И. Басюк побывали на месте, побеседовали с коллективом школы. На совместном заседании двух депутатских комиссий и на Думе были заслушаны замглавы администрации района по социальным вопросам Н. Михлик, начальник отдела образования Н. Панкова, директор школы
№ 2 Л. Попова, директор
ПОСОШ Л. Валентова, завуч ПОСОШ Н. Третьякова, учитель ПОСОШ Г. Жильцова и другие.
Как было сказано на заседаниях комиссий и Думы, прежде чем принять решение о реорганизации специалисты администрации проанализировали данные о количестве обучающихся и сделали вывод, что ежегодно число желающих учиться в вечерке снижается. Если в 2011 году 1 сентября приступили к учебе 104 ученика, то окончили учебный год - 86, в сентябре 2014 года начали учиться 58 школяров, к маю 2015 года их стало 47. В течение учебного года происходит отсев учащихся из-за трудностей в совмещении работы и учебы, переезда учеников, декретных отпусков учениц, пропусков занятий.
К тому же школа находится в здании, построенном более века назад – в 1910 году. Условия обучения в ней не соответствуют современным требованиям: территория не ограждена, не имеет наружного освещения и видеонаблюдения, нет водоснабжения и канализации, отсутствует спортзал и столовая, нет кабинета информатики, оборудованных кабинетов физики, химии для проведения лабораторных работ. Чтобы привести школу в соответствие, по предварительным подсчетам властей, требуется около миллиона рублей.
Есть нарекания и на качество образования. Но в то же время ученики успешно сдают государственные экзамены.
Кто «за»? Единогласно!
Директор ПОСОШ Л. Валентова подтвердила, что у коллектива резко отрицательное отношение к реорганизации. Директор школы № 2, куда вливается ПОСОШ, Л. Попова прокомментировала, что в ее стабильном коллективе школы тоже отмечается недовольство: «Если давать новым коллегам «часы», значит, их у кого-то из наших педагогов надо забрать?»
А учитель ПОСОШ Г. Жильцова пояснила местным парламентариям:
- Наша школа открыта для всех независимо от успеваемости, материальной обеспеченности и статуса. К нам из школ приходят не отличники, а дети с отсутствием учебных навыков, пробелами в знаниях, те, кто решается уйти из своей школы из-за конфликтов с учителями или непринятия детским коллективом из-за слабой материальной обеспеченности, по состоянию здоровья, а также взрослые люди, которые хотят продолжить образование. В ПОСОШ учителя с большим опытом работы и именно с такими учениками. Мы работаем с учащимися по индивидуальному плану по очно-заочной системе и у нас не кричат.
Что на комиссии, что на заседании Думы депутаты активно старались высказать свое мнение, отмолчавшихся практически не было.
Один из самых активных защитников ПОСОШ, депутат
В. Боровков сам когда-то окончил вечерку:
- Школу нельзя закрывать. Кто у нас понес наказание за необдуманные решения, в результате которых были закрыты когда-то садики в селах, школы в Духовском, Софье-Алексеевке и Бойком? Нельзя наступать на те же грабли с реорганизацией школ. Я разговаривал с избирателями, и все единодушны – школу надо оставить.
Его поддержал В. Евдокимов: «Я один из тех, кто окончил вечернюю школу, а потом получил высшее образование, и считаю, что школа должна существовать».
М. Губарь высказался о том, что нужен серьезный подход: «Это вопрос надо решать обдуманно».
А. Гаврик, педагог по образованию, который, что называется, изнутри прекрасно знает специфику вечерних школ, поделился опытом работы в таких образовательных учреждениях в Чугуевском районе, во Владивостоке:
- В очно-заочных школах используется другая методика преподавания, отличная от дневных школ, поэтому там неплохие итоговые результаты, несмотря на слабый уровень знаний поступающих в ПОСОШ. Это большой труд, требующий немало времени. Когда учителя в школах увидят «копейки», которые им будут доплачивать за работу с «вечерниками» по нормативам, откажутся от такой нагрузки.
Депутат А. Набоков также высказал свое отношение к реорганизации:
- Если будем переводить учеников очно-заочной школы в обычные, они просто уйдут оттуда и не получат образование. Нельзя ломать судьбы учащихся. К тому же уровень обучения в ПОСОШ не так и плох по сравнению с результатами ЕГЭ других школ.
- Искать способы экономии бюджета можно в чем-то другом, но никак не в образовании, - заявил С. Удовик.
На то, что учатся в ПОСОШ в основном дети из социально незащищенной категории, обратил внимание собравшихся
А. Харенко: «Мы находимся на грани Лазовского синдрома. В поселке Преображение сливают две школы, и жители выходят на митинги. Это серьезный вопрос, нельзя чтобы родился очередной конфликт в районе».
К. Талипов считает, что трудными детьми нужно заниматься индивидуально, в специализированной школе: «Из дневной школы дети часто уходят из-за конфликтов с учителями и одноклассниками. Коллектив вечерки готов работать с трудными детьми. Коллектив ПОСОШ активный, слаженный. Хочу рекомендовать прекратить процесс реформирования школы».
- Мы с депутатами, когда побывали в школе, увидели, что коллектив в школе стабильный, опытный, - высказала свое мнение председатель Думы И. Басюк. - Нельзя резать по живому, ломать то, что работает. А если есть претензии к качеству образования в ПОСОШ, отделу образования надо поработать в этом направлении. Считаю, что когда изживет себя эта форма обучения, тогда и решаться на реорганизацию.
В итоге депутаты единогласно высказались за решение – отменить реорганизацию в
ПОСОШ. Прислушается или нет к этому волеизъявлению депутатов исполнительная власть, увидим. Решение депутатов носит лишь рекомендательный характер.
Закрытия не будет
- После заседания Думы прошла встреча с коллективом школы. Сначала разговор был напряженный, но затем у педагогов, когда они получили ответы на свои вопросы, изменился настрой, появилось понимание, - прокомментировал острую тему глава Пограничного муниципального района Н. Тодоров. - Во главу угла наших решений о реорганизации школы мы ставим интересы детей. Мы должны содействовать оказанию образовательных услуг и предоставлять условия для обучения. Мы не намерены закрывать школы, наоборот, работаем над тем, чтобы образовательные учреждения сохранять и открывать новые. Так, с 1 января 2015 года обрела самостоятельность железнодорожная школа – ПСОШ № 2 имени Байко В.Ф. С 1 сентября в Бойком начнут занятия учащиеся начальных классов, раньше им приходилось ездить в поселок.
Речь о закрытии ПОСОШ не ведется, это реорганизация путем присоединения, сокращения учителей также не будет. Мы изучали этот вопрос в течение года, и пришли к выводу, что лучший вариант - присоединение к школе № 2. Школа будет действовать как и раньше, только сократим административный аппарат – директора и бухгалтера, их функции будут выполнять директор и бухгалтер школы
№ 2. Ущемления прав учащихся не будет.
С 1 января 2015 года в уставы школ района внесены дополнения о том, что они могут осуществлять очно-заочную форму обучения. Таким образом, в школах по месту жительства могут обучаться учащиеся до 18 лет в очной форме, старше 18 лет - в очно-заочной форме.
Принимать решение о том, где учиться, будут родители несовершеннолетних детей и совершеннолетние учащиеся самостоятельно – в школе по месту жительства либо в специализированной школе. Никто не запрещает продолжать учиться в ПОСОШ, - отметил Н. Тодоров.
- На 1 июня в ПОСОШ обу-чалось 47 учащихся. На сегодняшний день желающих проходить обучение по очно-заочной форме в ПОСОШ в 2015-2016 учебном году всего 32 человека. Как видите, это совсем небольшая цифра, и тенденция такова, что наполняемость классов в последние годы снижается, нагрузка у учителей падает. Мы предложили педагогам недостающие учебные часы «добрать» в других поселковых школах.
Два педагога ПОСОШ выразили желание работать в Сергеевской школе, мы им предоставим такую возможность, но учебный процесс в ПОСОШ не пострадает, мы об этом позаботимся.