В гости - к китайским коллегам Делегация педагогов Приграничья по договоренности между руководством г. Суйфэньхэ и Пограничного района побывала в соседнем китайском городе. Делегацию возглавляла зам. главы администрации Пограничного района Н. Михлик, а принимали первый секретарь горкома Чжао Лянцзюнь, зам. мэра по соцвопросам Сун Сюхуа и начальник отдела народного образования Хао Вэйшунь.
Нашим учителям, воспитателям, директорам школ и заведующим детсадов удалось посмотреть, как учатся, воспитываются китайские дети, задать разнообразные вопросы принимающей стороне, позавидовать достижениям соседей и погордиться своими наработками.
Ноги вместе, руки шире!
В государственной школе автобус из Пограничного уже ждали. Директор школы поприветствовал российских коллег и пригласил гостей посетить образовательное учреждение.
На большущем стадионе, покрытом зелененькой искусственной травой, бодро раздавались команды, усиленные громкоговорителем, – выстроившиеся по периметру школяры в одинаковых спортивных костюмах то подпрыгивали, то приседали, размахивали руками.
- Урок физкультуры в 9-х классах, - пояснили нам хозяева.
- А сколько же девятиклассников у вас? - задали мы вопрос, сбившись со счета.
- 450.
Цифра впечатлила. Наверное, особенно поразились непривычные к такому размаху и масштабам уроков физкультуры представители маленьких сельских школ-филиалов…
Понравился педагогам стадион, множество передвижных баскетбольных щитов и столов для настольного тенниса. В шестиэтажном школьном здании, где получают знания полторы тысячи китайских детей, наших учителей и воспитателей интересовало буквально все, и они забросали китайских коллег вопросами.
Большинство из наших учителей никогда не бывали в китайских школах, поэтому увиденное живо обсуждалось тут же, на ходу.
В фойе заметили лозунг школы, как пояснил переводчик, фраза напоминает выражение на русском «Хочу все знать». Большой штурвал и глобус, бюст молодого героя в военной фуражке, которым гордятся потомки.
В школах, в которых побывала делегация, в классах по две двери – в конце и начале помещения, так что в любой момент можно заглянуть через стекло и посмотреть, чем занимаются дети. Вот этой возможностью и воспользовались - у каждой двери наши учителя останавливались и с любопытством заглядывали внутрь, цепко оглядывая интерьер и подмечая все детали, как, например, губки для вытирания мела с доски, оснащенные магнитами.
Учиться, учиться и еще раз учиться…
Образовательная система Китая, как рассказал начальник отдела народного образования Хао Вэйшунь, во многом базируется на педагогике В. А. Сухомлинского, она позволяет растить не только всезнаек, но и патриотов.
Делая упор по западному примеру на интеллекте и рационализме, упускаем из виду сердце - в такой ситуации наследие Василия Сухомлинского приобретает огромное значение. «Все, что делается в школе, должно иметь глубокий моральный смысл», – отмечал В. Сухомлинский. Вечные ценности всегда востребованы, особенно в эпоху пересмотра нравственных приоритетов. Подходы известного советского педагога созвучны с идеями древнего китайского философа и педагога Конфуция, поэтому так близки нашим соседям.
Надо сказать, что практически все члены делегации отметили удивительную тишину на уроках, жесткую дисциплину в классах – школьники, конечно, отвлекались на гостей, но никаких выкриков, смешков и разговоров.
Как нам пояснили, нет в китайской школе прогулов, тем более срывов уроков. Получение хорошего образования может повысить шансы ребенка на успех в дальнейшей жизни - конкуренция в обществе велика. И эта установка, усвоенная в семье, понимание ребенком важности образования становятся серьезной мотивацией к усердной учебе.
В классах ребята были в той же самой спортивной форме, что и на стадионе. Как нам пояснили, это и есть школьная форма, в которой ребята находятся весь день – с 6 утра, и так с понедельника по пятницу. Шесть часов утра по-китайски – это по-нашему 8 утра, так что школьники по обе стороны от границы начинают учиться в одно время, как его ни назови. А вот общее время пребывания в школе заметно отличается от нашего. Начальные классы учатся в школе до 16 часов, старшие ребята до 18-20 часов. Обязательный обеденный перерыв с 11 до 13.
Утреннее время отводится основным предметам, таким как математика, иностранные языки, китайский язык, предметам естественнонаучного профиля. Надо отметить, что домашние задания школьникам не задаются. Во второй половине дня - труды, музыка, физкультура и прочее, в том числе кружки и секции, дополнительные занятия. Так что в городе детей старше 6 лет на улицах в будний день не увидишь.
В классах 50-60 детей, но кабинеты не крупнее, чем в наших школах. Уместить большее количество детей получается с помощью своеобразного расположения парт, причем и парты гораздо миниатюрнее, чем российские столы. В обеих школах, где мы побывали, заметили, что парты накрыты зелеными скатерками из ткани.
Понравились учителям увиденные в нескольких классах доски – по всему периметру класса от пола и выше, проемы между окнами также заняты досками. Так что, похоже, китайским ровесникам не понять мандраж наших ребят от слов учителя «К доске пойдет…». У них за один раз при опросе к доске выходит сразу полкласса!
Практически все учителя в школах, которых нам удалось увидеть, – молодежь, причем мужчин не меньше, чем представительниц прекрасного пола.
Примерно такое же впечатление осталось и от посещения еще одной государственной школы, где обучаются старшеклассники.
В одном из корпусов нам показали стенды, посвященные российской культуре. Без сомнения, приятно видеть на стенах русские народные пословицы, портреты писателей, общественных и политических деятелей прошлого и настоящего, пейзажи с березками и узнаваемые архитектурные ансамбли Москвы и других городов «Золотого кольца».
Малыши-крепыши вышли на площадку
Муниципальный сад Суйфэньхэ оставил хорошее впечатление. Построен он в 2013 году, в нем воспитываются около 450 детей в 12 группах. Видно, что большое внимание здесь уделяют безопасности и физическому воспитанию детей. Возле сада две общие прогулочные площадки с искусственным покрытием.
Одна площадка – для малышей, та, что для детей постарше, оснащена спортивным комплексом: есть горки, лианы, различные тренажеры, направленные на развитие координации движений, выносливости. Как нам пояснили, мэрия Суйфэньхэ на устройство и оборудование площадки затратила 3 млн юаней.
Удивило отсутствие на прогулочных площадках деревьев, навесов, домиков и клумб. Интересно, как в жаркое время гуляют на площадке китайские малыши?
И привычных песочниц мы не заметили, может, конечно, они разборные и в холодное время года убираются? Впрочем, очень многое из оснащения площадок из пластика и разборное, что очень удобно.
Конечно, был задан и вопрос о зарплате - выяснилось, что китайские воспитатели получают больше своих российских коллег (особенно если учесть нестабильный курс рубля по отношению к юаню). Плата за детский сад сейчас составляет 560 юаней, что для средней семьи немало.
В группах есть телевизоры, музыкальные центры и синтезаторы. Много внимания уделяется развивающим занятиям – об этом говорит большое количество пособий, конструкторов, объемных пазлов. В группе четырехлеток заметила несколько кубиков Рубика.
Завтрак дети приносят с собой в пластиковых контейнерах – нарезанные фрукты и овощи, приносят и термосы с питьем. Для хранения контейнеров и термосов в группах выделены уголки. В помещении группы размещены вешалки с уличной одеждой и обувью, выдвижные кроватки. Пластиковые стулья и столы, передвижные доски – все легкое, мобильное, позволяет быстро преобразовывать пространство, освобождая место для занятий или игры.
В каждой группе работают два воспитателя и няня, дети приветливые и спокойные, не слышно ни шума, ни капризов. Увидев незнакомых людей, вернувшиеся с прогулки румяные малыши улыбались, весело махали ручками и здоровались: «Нихао!»
В коридорах и группах беспрестанно щелкали фотоаппараты – воспитатели и заведующих детскими садами Приграничья старались запечатлеть интерьеры, оформление уголков групп и выставки детских поделок.
Учитель – по-китайски это звучит гордо
Завершился визит делегации педагогов приемом, устроенным первым секретарем горкома Чжао Лянцзюнем. Как он признался, прервал деловую поездку, когда узнал о приезде учителей и воспитателей. Чжао Лянцзюнь сам работал учителем несколько лет, знает специфику работы педагога и с уважением относится к представителям этой профессии.
Кстати, в Китае профессия преподавателя, учителя, воспитателя – самая престижная. Большинство жителей Поднебесной считают, что учителя заслуживают почитания - это носители знаний, представители общественной элиты, а половина родителей, как гласят результаты опросов, были бы рады, если бы их ребенок выбрал профессию учителя.
Педагоги Приграничья подарили коллегам в школах и детском саду небольшие подарки – сувениры и картины, сделанные руками ребят. В ответ китайская сторона подарила рисунки китайских детей.
Как отметил первый секретарь горкома Чжао Лянцзюнь, наши страны имеют длительную историю добрососедских отношений. В этом залог дальнейшего укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества. Как договорились стороны, ответный визит китайских педагогов в Приграничье планируется в ближайшие месяцы.