Новый подход к управлению территориями Теперь уже известно, какая модель формирования органов власти на местах в рамках реформы местного самоуправления (МСУ) будет действовать на территории Приморского края. Принятый депутатами Законодательного Собрания края в первом чтении пакет законопроектов по реформированию МСУ предусматривает «двуглавую» систему руководства муниципальными образованиями.
Суть ее заключается в том, что глава муниципального района избирается депутатами представительного органа власти из состава депутатского корпуса и одновременно является председателем думы. Руководитель администрации района, он же управленец, по-современному - сити-менеджер, назначается на конкурсной основе специально сформированной конкурсной комиссией и будет управлять территорией по контракту. Прямые выборы главы сохранены для поселений.
Разработанный в рамках реформы один из законопроектов предполагает разделение властных полномочий между главами районов и управляющими. Управляющий, он же сити-менеджер, будет полностью заниматься хозяйственными вопросами. Другой вид работы ожидает глав районов. Они будут выполнять представительские функции, заниматься политикой, разработкой стратегии территории и как председатели дум в одном лице определять правила, нормативы, положения, по которым будет жить и развиваться муниципальное образование.
Стоит признать: предпочтение отдано той спорной схеме формирования органов власти и управления районом, которую не поддерживали и аргументировано отклоняли участники встречи в селе Покровка. Здесь по инициативе депутата Законодательного Собрания от 11 избирательного округа С. Сопчука собрались представители органов местного самоуправления четырех входящих в округ районов - Октябрьского, Хорольского, Ханкайского, Пограничного. Главы районов и поселений, руководители представительных органов, депутаты всех уровней собрались, чтобы обменяться мнением, поразмышлять и выработать общую позицию по устройству местной власти.
Выступая с трибуны совещания по вопросу порядка формирования органов МСУ муниципальных образований, они были единодушны во мнении, что в крае следует сохранить прямые выборы глав и депутатов на районном и поселенческом уровнях. Так, председатель Думы Октябрьского района В. Кузнецов уверен, что избранный всенародно глава района ощущает и несет большую ответственность перед избирателями, чем назначенный либо избранный из числа депутатов.
По мнению председателя Думы Ханкайского района В. Артеменко, избранному руководителю района люди больше доверяют, так как голосовали за него. «Кроме того, населению интересен сам по себе процесс голосования, избирательные кампании по выборам главы района поднимают общественную активность граждан», - сказал он.
Председатель Думы Пограничного района И. Басюк сообщила, что разделяет позицию коллег в том, что нужно сохранить существующий порядок: представительные органы района и поселений должны избираться на муниципальных выборах на основе прямого избирательного права при тайном голосовании. Главы районов и поселений также должны избираться на муниципальных выборах и исполнять полномочия главы администрации района, поселения. Аргументировала свою позицию так:
- Нельзя лишать население привычного избирательного права – голосовать на выборах главы и депутатов района. Нельзя не учитывать, что выборы формируют у населения политическую активность, гражданскую культуру, ответственность.
Отрицательно отношение выразили участники совещания и к варианту назначения главы администрации района по контракту. Как показывает некоторый накопленный в крае опыт, такая модель создает возможность развития конфликтной ситуации на почве выяснения: «кто главнее» – глава района или сити-менеджер, который распоряжается всеми финансовыми потоками. В такой обстановке нельзя исключить возникновения двоевластия, ведущего к коллизиям.
В принятой на встрече резолюции было предложено сохранить в Приморье прямые выборы глав поселений и районов, а также депутатов представительных органов местного самоуправления. При этом выборный глава должен выполнять и функции главы администрации. Такой позиции придерживались также депутаты Надеждинского, Чугуевского, Шкотовского и ряда других сельскохозяйственных районов края.
В ходе совещания было озвучено, что ряд субъектов Дальнего Востока, в частности Сахалин, Камчатка, Хабаровский край, сохранили за муниципалитетами право самим определять способ формирования органов власти. Тем более что федеральное законодательство такую возможность дает. В Приморье же для формирования органов местного самоуправления установлен единый для всех муниципалитетов порядок и принят новый подход к управлению территориями.
Новая система управления сейчас активно внедряется в городских округах. В этом году такую систему использовали в городах Уссурийск и Находка, здесь управлением городским хозяйством занимаются сити-менеджеры. Через год этой схеме начнут следовать муниципальные образования, где по-новому пройдут выборы в органы местной власти. При этом точка зрения некоторых экспертов склоняется к тому, что практика разделения власти на политика и хозяйственника может себя хорошо зарекомендовать. Освобождение от лишних функций поможет управленцу эффективнее справляться со своими обязанностями.
Время наверняка покажет, насколько жизнеспособной, эффективной и рациональной окажется принятая модель управления территориями и какие она породит новые проблемы. Нововведения всегда воспринимаются сложно, но и законы подвергаются изменениям, когда этого требует жизнь.
Следует добавить, что на действующий созыв избранных органов муниципальной власти принятый закон не распространяется. Органы представительной, исполнительной властей районов, поселений будут исполнять свои обязанности до истечения срока полномочий.
Светлана ЛАБИНА.
Фото автора.
На снимке: Актуальная тема переустройства местной власти живо обсуждалась и за пределами зала заседаний.