Земля и имущество должны работать на пользу жителей Приграничья В ноябре 2014 года прошли выборы депутатов Думы пятого созыва. В числе первых вопросов, которые мы внесли в повестку дня, был вопрос эффективности использования земли и имущества, находящихся в муниципальной собственности.
Для последовательной работы была создана «Рабочая комиссия для изучения состояния дел в вопросах земельных и имущественных отношений, решаемых администрацией Пограничного муниципального района». В ее состав вошли как депутаты (С. Удовик, Н. Тодоров, А. Гаврик, М. Губарь, А. Харенко), так и представители районной администрации. Позже из состава был выведен избранный глава района Н. Тодоров и введены депутаты К. Талипов, Е. Тюпин, первый зам. главы администрации района О. Александров.
Рабочая комиссия продолжила изучение фактов сдачи в аренду земли и имущества, которые поднимались мной еще во время заседаний Думы четвертого созыва. Делали запросы, вникали в каждый документ, анализировали. Главная наша задача - это выявление пользы для жителей района, которые здесь живут, платят налоги. Действия сотрудников администрации в своей повседневной работе должны быть направлены на это. И депутаты будут жестко, невзирая на лица, добиваться от исполнительной власти эффективности в работе с землей и имуществом.
За прошедшие месяцы депутатами пятого созыва, считаю, сделано немало, особенно если сравнивать результаты с тем, к чему пришли во время прошлого созыва. Вопросы о земле и имуществе тогда поднимались, но результатов практически не приносили.
Эффективно ли сейчас используются земля и имущество? Нет, считаю, эффективность может быть выше.
Земля
Еще в 2012 году я пытался разобраться с вопросом аренды территории бывшей нефтебазы (ул. Сун Ятсена, 1). С помощью районной и краевой прокуратуры выяснилось, что администрацией района не осуществлялся должный контроль за муниципальным имуществом, преданным в аренду, не принимались меры по взысканию задолженностей в районный бюджет. Были выявлены факты нарушений во время проведения аукционов на право заключения аренды муниципального имущества и земли.
В настоящее время Федеральной антимонопольной службой продолжаются судебные процессы с арендатором, и, как говорят специалисты ФАС, процедура будет длительная, вплоть до Верховного Суда.
Много разговоров и спекуляций со стороны некоторых депутатов прошлого созыва было вокруг вопроса о ставках арендной платы за земельный участок, на котором расположен ПТЭК, принадлежащий ЗАО «Приморье».
Напомню, что ранее ставку арендной платы устанавливала краевая администрация. В 2012 году районные депутаты увеличили ставку до 5 млн рублей в год, но руководство «Приморья» убеждало в необходимости предоставления льготы – ПТЭК не ведет и не может вести свою деятельность без ввода в эксплуатацию нового автомобильного пункта пропуска, тратит за годы простоя значительные средства на поддержание инфраструктуры в порядке. И в итоге депутаты большинством (при одном воздержавшемся) в 2013 году проголосовали за введение льготы.
В мае 2014 года депутаты Думы пятого созыва пересмотрели коэффициенты базовых ставок арендной платы за землю. В принятом документе более подробно классифицированы виды разрешенного пользования, введены новые виды.
К примеру, добавлены категории земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, в том числе предложены различные коэффициенты. Так, компания, которая занимается добычей россыпного золота, теперь будет платить в районный бюджет не 40 тыс. рублей, как было предусмотрено ранее, а практически 600 тыс. рублей в год.
Новые ставки приняты не в обиду предпринимателям, ставки разумные. Изменение произошло несколько месяцев назад, и на данный момент можно сказать, что это верный шаг - платежи по новым ставкам уже идут, рассчитываются и неплательщики. Прибавка в районный бюджет составила около трех миллионов рублей.
Есть еще один участок земли, на который вновь обратили внимание депутаты – возле границы, в размере 20 гектаров. Там сейчас находятся СВХ, стоянки и др. Доходность этого вида бизнеса высокая, однако до 2012 года 20 гектаров земли возле границы приносили в районный бюджет лишь 89 тыс. рублей в год. Когда я в 2012 году стал заниматься этим вопросом и ставить перед исполнительной властью неудобные вопросы, прежней администрации пришлось поднять расценки до 315 тыс. рублей в год.
Рабочая комиссия заново собрала документы, касающиеся этого участка, начиная с 2002 года. Пакет внушительный – 157 листов. Об аренде, смене владельцев, субаренде. Как уже упоминал, в текущем году вновь расценки для этого высокодоходного бизнеса были увеличены - до 3 600 000 рублей. В 2015 году планируем рассмотреть этот вопрос, и, возможно, ставки опять будут увеличены, но уже до 7 000 000 рублей.
Кроме того, вместе с администрацией района комиссия занимается с «мусорной» ситуацией на автопереходе – хотим навести на границе чистоту и порядок.
Имущество
Наша депутатская комиссия провела серию проверок эффективности использования имущества: здания № 8 по Гагарина (Молодежный центр и Детская школа искусств), здания 45 по ул. Советской (где на первом этаже находится детская библиотека), помещения межрайонной библиотеки (ул. Советская, 27), Дома офицеров, районного Центра культуры и досуга («Пограничник», ул. Карла Маркса, 20). Выяснили, какую нагрузку несет районный бюджет по содержанию этих зданий, на какую сумму оказываются услуги населению учреждениями.
Детская школа искусств показала высокий уровень эффективности использования имеющихся площадей. Так, средства на содержание здания составили 762 200 рублей, доходы от оказания платных услуг составили 1673 200 руб. И есть серьезная проблема – школе не хватает помещений.
На Молодежный центр на 2-м этаже за прошлый год ушло около 500 тыс. рублей, доходы составили в год 55 тыс. 200 рублей.
Мы предлагаем расширить ДШИ, отдав второй этаж здания под классы и репетиционные помещения, а Молодежный центр перенести в ДОСА.
Что касается здания по ул. Советской, 45, где на первом этаже находится детская библиотека, на втором – мировой суд, лицевые счета были разделены только в текущем году, ранее все расходы по содержанию здания нес районный бюджет. Мое мнение – для районного бюджета будет полезнее, если мировой суд будет переведен в большое и удобное двухэтажное здание районного суда.
Весьма убыточно учреждение культуры в здании по Карла Маркса, 20 (более знакомое под названием «Пограничник»). В прошлом году на его содержание ушло 872 700 руб., доходы – 311 700 руб.
Межпоселенческую библиотеку и детскую библиотеку можно перевести в ДОСА. А из ДОСА вывести, освободив крыло здания, паспортно-визовую службу. Ее можно перевести в здание по Советской, 45. Таким образом, в ДОСА можно создать культурно-спортивный центр.
Кстати, раз речь зашла об использовании ДОСА, мы планируем здесь открыть секции для школьников по настольному теннису.
Еще один серьезный вопрос. Члены рабочей комиссии считают, что не дело, когда в одном небольшом убыточном районе имеются учреждения культуры, дотируемые из районного бюджета, и учреждения культуры, содержащиеся за счёт бюджета поселения. Кроме того, сегодня у нас в двух администрациях – районной и поселенческой, в одном маленьком посёлке, есть два ХОЗУ. И правильно люди не довольны постоянным ответом властей: «Денег нет». При таком подходе их и не будет.
Живём без уличного освещения, без тротуаров, без серьёзного благоустройства в посёлке. Верхом благоустройства преподносятся весенняя побелка деревьев, уборка кюветов и разбитые жильцами клумбы. Пора отходить от устоявшихся понятий «красоты поселка».
Для общего блага нужно забыть прежние разногласия и амбиции и объединить усилия. Зачем меряться - «чья культура культурнее?», это лишние расходы, которых нам нельзя допускать, а надо просто объединяться.
О развитии поселка
Серьезно говорить о дальнейшем строительном буме в поселке, возведении новых многоэтажек сложно – у нас нет очистных сооружений, да и канализационные и водопроводные сети давно не удовлетворяют по качеству и сохранности. Все грязные воды сливаются в многострадальную речку Нестеровку. Строительство новых очистных – многомиллионная затея, которую не сможет потянуть районный бюджет.
С другой стороны, у районных властей была возможность хоть немного «разгрузить» несчастную речку. В феврале 2009 г. в адрес руководства района поступило письмо от начальника Службы в г. Уссурийске О. Драча с просьбой согласовать строительство жилого 60-квартирного дома для пограничников. В нем было сказано: «Командование Службы в г. Уссурийске планирует в 2009 году подготовить проектно-сметную документацию на строительство очистных сооружений для нужд отдела в п. Пограничный». О том же говорится в письме от 25 февраля 2009 года от заместителя начальника Пограничного Управления по Приморскому краю В. Попова: «…в 2011 году спланированы строительства очистных сооружений в Службах Пограничного Управления, в том числе в п. Пограничный».
Дом построен, а куда сливается канализация? Построен уже и второй дом на ул. Орлова, опять же, очистных и в помине нет. Почему же районная администрация не контролирует выполнение договоров?
Сегодня властям надо менять психологию отношений с населением и, невзирая на ранги и деньги, вести себя на земле Приграничья по-хозяйски, думая о будущем района. В районе главный - человек, живущий на земле Пограничного муниципального района, а не краевые чиновники, представители госструктур. И все действия местной власти должны рассматриваться только в одном ракурсе - есть польза для жителей или нет.
Михаил Губарь,
депутат районной Думы пятого созыва, председатель рабочей комиссии.