Вместе – легче На летнем заседании «круглого стола», участниками которого были депутаты Думы, комитетов, главы поселений, при обсуждении реформы местного самоуправления неожиданно разгорелась дискуссия на незаявленную тему. Главы сельских поселений Л. Антонюк и И. Старченко, отступив от основного предмета обсуждения, подняли вопрос о необходимости слияния поселений в одно («ВП» от 14 августа 2014 г.). Чуть позже эта же тема поднималась и на первом заседании совета общественности («ВП» от 30 сентября 2014 г.).
Почему возник вопрос о слиянии сельских поселений? Реально ли объединение таких разных территорий в одно, просчитаны ли риски этого шага, какие плюсы, а также минусы могут ожидать жителей, - на эти вопросы мы попросили ответить главу Пограничного муниципального района Николая Александровича Тодорова.
- Для меня эта инициатива глав поселений, озвученная на «круглом столе», стала неожиданностью, - прокомментировал глава района Н. Тодоров. – Понятна их позиция, они, как никто другой, знают потребности жителей сельских поселений, и эта инициатива требует рассмотрения. - Как сейчас живется поселениям?
- Сложнее всего приходится жителям Барабаш-Левадинского сельского поселения. Собственные доходы – 150 тыс. рублей в год, а расходы только на содержание администрации составляют 1 млн 213 тыс. рублей. То есть, на исполнение полномочий средств нет. Поселение не может исполнять свои полномочия, что, конечно же, чувствуют жители села.
Жариковское поселение в 2014 году имеет доходы в размере 3 млн 180 тыс. рублей, расходы запланированы в размере 15 млн 816 тыс. рублей, в том числе на содержание аппарата управления уйдет 6 млн 373 тыс. руб, на содержание и ремонт дорог – 4 млн 358 тыс. руб. (из них привлекаемые средства из краевого бюджета 2,5 млн руб.), содержание пяти учреждений культуры – 4 млн 338 тыс. руб. У Жариковского поселения крепкая материально-техническая база, имеются механизированное подразделение и специалисты, которые выполняют большой объем работ.
Сергеевское поселение – собственные доходы в 2014 году это 13 млн 610 тыс. рублей, расходы – 15 млн 793 тыс. рублей (в том числе на содержание аппарата управления уходит в год 7 млн 791 тыс. руб., на содержание одного учреждения культуры – 1 млн 723 тыс. руб., содержание и ремонт дорог 4 млн 345 тыс. руб. и др.). - Николай Александрович, почему именно сейчас был поднят вопрос о слиянии?
- Район и поселения готовятся к работе в новых условиях. В мае текущего года президентом РФ В. Путиным был подписан Федеральный закон, который внес изменения в известный 131 закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно новому закону с 1 января 2015 года за сельскими поселениями остается только 13 вопросов местного значения вместо 39 сегодняшних. Большая часть полномочий будет передана (вместе со средствами на исполнение) в ведение районной власти. Это касается сельских поселений, к Пограничному городскому поселению нововведение не относится. Если проводить реформирование, то сейчас это будет удобнее. - Уже понятно, сколько с 1 января останется денег в бюджетах сельских поселений?
- Самое серьезное сокращение бюджета ожидает Сергеевское поселение. Сейчас оно имеет солидный бюджет, но с января и это поселение не будет покрывать тех расходов, которые планируются, в бюджете Сергеевского поселения останется примерно 3 млн рублей.
Идет разгрузка сельских поселений от исполнения большинства полномочий. Поскольку уменьшается число полномочий, произойдут изменения в отчислениях в доходную часть бюджетов сельских поселений. Так, будут снижены отчисления от налога на доходы с физических лиц с 10% до 2%, отчисления от единого сельскохозяйственного налога с 50% до 30%, акцизы полностью перейдут в районный бюджет.
По нашим подсчетам, в результате передачи полномочий доходы сельских поселений уменьшатся более чем на 14 млн рублей. То есть меньше станет полномочий, но и меньше средств на их исполнение.
В общем, если смотреть структуру расходов, то видно, что сейчас расходы на аппарат управления в трех поселениях составляют 66%, поэтому еще один немаловажный аспект будущего слияния – это возможность экономии средств. Если произойдет объединение, больше финансов будет направляться на исполнение полномочий, а не на аппарат.
В сельских поселениях в настоящее время трудятся 15 человек, в связи с уменьшением круга полномочий с нового года в аппарате поселений придется сократить число сотрудников до 40%. Нужно решить - будут ли оставаться три главы (с соответствующими зарплатами) и шесть сотрудников, или, в случае объединения, будет один глава и специалисты.
Совместно с финансовым управлением администрации района мы провели расчет целесообразности слияния. Объединение, считаю, и расчеты финансистов это подтверждают, позволит поселениям не только выжить в новых условиях, но и пройти этот период без серьезных потрясений. Слияние поселений даст возможность сконцентрировать базу, технику, специалистов в одном месте, чтобы работать на благо жителей на всей территории. - Что предложили главы Жариковского и Сергеевского поселений Л. Антонюк и И. Старченко?
- Они отметили, что слияние сельских поселений будет обоюдополезным для поселений: в Сергеевском полновеснее бюджет, но нет техники, имеются трудности с трудовыми ресурсами для выполнения работ. Жариковское поселение дотационное, но есть серьезная база, найдутся и работники. Как заявили Людмила Григорьевна и Ирина Васильевна, нужен один консолидированный бюджет, нужно провести оптимизацию административного штата, но так, чтобы в тех населенных пунктах, где действуют специалисты администраций, там они бы и дальше представляли местную власть, работали с населением.
Как заметил глава Пограничного городского поселения П. Коровин, нельзя мириться с нищенским положением сельских поселений, которые не способны решать проблемы жителей.
Кстати, П. Коровин «за» объединение всех поселений – и сельских, и городского в один округ. Но пока законодательство не позволяет объединять сельские и городские поселения.
Городское поселение, в котором проживают 60% жителей района, останется в прежнем статусе, будет, как и прежде, исполнять все 39 полномочий. Трем сельским поселениям, где живут 40% населения, останутся 13 полномочий, исполнение остальных полномочий возьмет на себя район. - Наверное, жители Барабаш-Левады, в отличие от сергеевцев, ничуть не сомневаются в необходимости слияния поселений.
- Действительно, жители видят, что сумма дотаций уходит на аппарат администрации, поселение не выполняет своих полномочий, нет и речи о развитии территории. Не работают клуб, библиотека, село не участвует в спортивной, культурной жизни района, дороги пришли в негодность.
Жителям Сергеевского поселения будет сложнее решиться на слияние. Хотя плюсы очевидны. - Думаю, что многие сельчане задумаются – не ухудшится ли их положение, не придется ли жителям сел за каждой справкой ездить за много километров?
- В тех населенных пунктах, где работают специалисты поселений, там они и будут продолжать свою деятельность. Власть должна быть приближена к населению, специалисты поселений могут и должны решать вопросы людей на местах. - Николай Александрович, вопрос о необходимости укрупнения поселений в ближайшее время, скорее всего, встанет перед многими районами. Какие решения принимают наши соседи?
- Подобные процессы укрупнения поселений коснулись многих районов Приморья. В том числе обсуждение объединения поселений происходит в соседних с нами Ханкайском и Октябрьском районах. - Что собой представляет процедура слияния?
- Это длительная и непростая процедура. Нужна инициатива населения или органов местного самоуправления, которая выносится на очередное заседание муниципальных комитетов. При положительном решении вопроса будут назначены публичные слушания.
После проведения публичных слушаний и при условии положительных результатов слушаний окончательное решение примут депутаты муниципальных комитетов. Это решение будет направлено в районную Думу. Депутаты Думы рассмотрят вопрос и должны будут принять решение об обращении к губернатору края В. Миклушевскому с просьбой выйти с вопросом к Законодательному Собранию Приморского края для внесения изменений в закон Приморского края.
Депутатам муниципальных комитетов поселений сейчас нужно взвешенно изучить вопрос, чтобы не пострадали интересы населения, и с учетом этого принимать решение.
Только вместе, консолидируя бюджеты и людские ресурсы поселений, можно не только выживать, но и развиваться в сегодняшних сложных экономических условиях.