Как будем главу избирать? «Реформа местного самоуправления и пути ее реализации в Пограничном муниципальном районе» - такой была тема «круглого стола», участниками которого стали депутаты Думы и сельских комитетов, главы поселений.
Открывая заседание «круглого стола», глава района Н. Тодоров отметил, что в мае текущего года Президентом РФ В. Путиным был подписан Федеральный закон, который внес изменения в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках реформы местного самоуправления (МСУ) новый закон уточняет статус и полномочия органов местного самоуправления, порядок их формирования и взаимодействия с органами государственной власти регионов.
Теме «Проблемы реформы местного самоуправления в Приморском крае» был посвящен «круглый стол», проведенный для глав муниципальных образований и председателей представительных органов. Председатель Думы Пограничного муниципального района И. Басюк, принимавшая участие в работе заседания, рассказала:
- В нашем Приморском крае на сегодняшний день существуют различные модели формирования органов местного самоуправления. В 26 из 34 муниципальных районов, в том числе и нашем Пограничном, действует система прямых выборов главы района и депутатов. При этом глава района исполняет и полномочия главы администрации. Есть примеры, когда главы избираются не населением, а представительным органом из своего состава и одновременно исполняют полномочия председателя Думы. В отдельных районах есть примеры, когда главы избираются на муниципальных выборах и одновременно исполняют полномочия председателя Думы. Во всех этих случаях главы местных администраций (сити-менеджеры) назначаются на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса. Как показывает накопленный в крае опыт, при этом варианте, когда в одном муниципальном образовании действуют и глава района, и глава администрации, изначально закладывается конфликтная ситуация. Как правило, начинается борьба: кто главнее – глава или сити-менеджер, который распоряжается всеми финансовыми потоками.
Большую роль при таком варианте играет человеческий фактор – важно формирование единой команды, у каждого в приоритете должен быть один интерес: развитие территории, а не собственные амбиции.
Способ избрания главы муниципального образования
В ходе обсуждения этого вопроса участники заседания обменялись мнениями поданной теме. Николай Тодоров, глава Пограничного муниципального района:
- В нашем районе традиционно сложилась система выборов органов власти - исполнительной, представительной через волеизъявление населения, то есть через прямые выборы. И отойти от этой модели людям будет не просто. Нужны какие-то весомые аргументы, чтобы сломать привычную схему и перейти к новым вариантам. Если в качестве аргумента взять сокращение расходов на выборы, то особой экономии не просматривается. С одной стороны, отменив прямые выборы главы, можно сэкономить, избирая только главу района. Однако затраты на содержание двух должностных единиц – главы района и главы администрации района - значительно превысят полученную экономию. Моя позиция – сохранить в районе систему прямых выборов главы района. Елена Почепня, председатель муниципального комитета Пограничного городского поселения:
- Хорошо бы за основу взять вариант, который действовал на муниципальных территориях до принятия 131 ФЗ, когда был один руководитель территории в лице главы района, ему подчинялись руководители сельских органов власти, был один бюджет, действовал принцип единовластия и в районе был один хозяин, с которого был спрос за все. Но коль реформа МСУ такой вариант не предусматривает, нужно оставить выборы главы района и представительного органа. Думаю, ничего хорошего нам не сулит, если будем собирать районную Думу из глав и депутатов поселений. Павел Коровин, глава Пограничного городского поселения:
- Нам нужно пойти по пути формирования единого округа. В таком случае будет один выборный глава округа, один бюджет, в населенных пунктах будут работать управленцы, подчиненные главе округа. Это более рациональный вариант. Нельзя дальше раздувать штаты, мириться с нищенским положением сельских поселений, не способных решать проблемы населения. Людмила Антонюк, глава Жариковского сельского поселения:
- Считаю, что в нашем небольшом районе главу нужно выбирать. У нас не так много жителей, чтобы лишать людей права выбора. Может быть, для городов сити-менеджер и приемлемый вариант, а в сельских районах должен остаться глава. В ходе внедрения реформы звучали обещания, что сельские поселения станут жить лучше. Но в новом законе я не вижу никаких предпосылок для таких перемен. Напротив, все размыто, нет границ по полномочиям. Законом № 131 за поселениями закреплены вопросы местного значения и отдельные полномочия. Если вопросы местного значения будут переданы в район, то профильные полномочия остаются. Нет ясности, на какие средства они будут исполняться. На заседании палаты городских и сельских поселений Приморского края нами была принята резолюция по реформе МСУ, которую направили в край. В ней один из пунктов гласит: «Определение четкого круга полномочий муниципальных образований и ответственности должностных лиц, кто и за что отвечает». По этому моменту в рамках обсуждения реформы нужно определиться. Ирина Старченко, глава Сергеевского сельского поселения:
- Вопросы реформы МСУ представителями сельской власти уже неоднократно обсуждались на разных уровнях. Наша позиция такова – прямые выборы главы муниципального образования и представительных органов. Николай Тодоров:
- Когда глава района избирается населением, то он несет ответственность перед всеми гражданами. Если же избирается из числа депутатов представительного органа, то область ответственности сужается до определенного круга лиц, от которого зависело его избрание. Эти вещи могут непредсказуемо влиять на ситуацию. Александр Харенко, депутат по избирательному округу № 5:
- Реформа МСУ преследует цель не укрепить власть на местах, а размыть ее значимость – это чисто мое мнение. Поэтому только прямые выборы руководителя района, чтобы он мог заручиться доверием народа, укрепить свое положение, влияние на территории. Этот порядок касается и глав поселений.
Перераспределение полномочий Елена Кислицына, начальник финансового управления:
- Закон оставляет за поселениями 13 вопросов местного значения, но на данный период неизвестно, какие доходы поселений отойдут в район вместе с передачей полномочий. Скорее всего, решение будет приниматься в отношении земельного налога и налога с физических лиц. В текущий момент мы должны определиться, кто какие полномочия исполняет, официально принять решение и заключить соглашение, положения которого прописать в бюджете на 2015 год. Пока могу предложить такой порядок. Сергей Назаров, юрист аппарата Думы:
- 4 июля 2014 года вступил в силу краевой закон № 447- КЗ «О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят». Законом я бы этот документ не назвал, он не регулирует какие-либо правоотношения, не устанавливает запреты, ответственность. Скорее это инструкция по передаче имущества, но она достаточно объемная с подробными приложениями к статьям. Инициатива по передаче тех или иных объектов имущества исходит от главы поселения, оформляется через муниципалитет и передается главе района. Причем в законе прописано, какие документы требуются на объекты при передаче имущества. Наверняка сложности с оформлением документов возникнут, но поселения должны быть чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы избавиться от имущественного бремени. Кстати, от бремени тех же дорог, которые нужно профессионально содержать, обустраивать, не располагая для этого средствами.
Оставить в районе одно поселение
В тему дискуссии гармонично вплелась эта актуальная тема, на которую у глав поселений имеется уже сложившаяся позиция. Людмила Антонюк:
- Мы давно предлагаем создать в районе одно поселение. Взять, к примеру, сегодняшнее положение в Жариковском и Сергеевском сельских поселениях. В Сергеевском полновеснее бюджет, но нет техники, сложности с трудовыми ресурсами для выполнения работ. У нас нет денег, но есть база, гаражи и найдутся работники. На лицо все предпосылки для обоюдополезного объединения. Так же и в масштабах района. Нужен один поселенческий консолидированный бюджет, рациональный штат, одна бухгалтерия, администрацию в поселениях будут представлять специалисты. Как на практике это можно реализовать? Сергей Назаров:
- Проблем с реализацией нет, это можно сделать хоть сейчас. Если все главы согласны на объединение, готовьте документы, подписывайте их и передавайте в край. Представительный орган края примет закон и назначит выборы главы единого поселения. Николай Тодоров:
- Идею объединения поддерживаю, но к ее реализации подойдем в 2015 году, до этого нам нужно сформировать бюджет на будущий год и начинать эту работу в ближайшее время.
Подводя итоги дискуссии за «круглым столом», глава района Н. Тодоров отметил, что по ведущему вопросу заседания - способу избрания главы муниципального образования обозначилась фактически единодушная позиция: оставить прямые выборы. Эту резолюцию решено передать в рабочую группу по реформированию МСУ. По итогам предложений, поступивших от муниципальных образований, будет принят закон Приморского края, который определит окончательные варианты формирования органов местного самоуправления в нашем регионе.
Светлана ЛАБИНА.
Фото автора.
На снимке: «Один район - одно поселение», - это предложение глав поселений о слиянии было поддержано участниками «круглого стола».