Герой Советского Союза, полковник пограничной службы.
Родился 25 апреля 1910 г. в селе Алексеевка Запорожской области Украины в крестьянской семье.
В пограничные войска Н. Карацупа был призван в октябре 1932 года. Окончил Дальневосточную окружную школу младшего начсостава служебного собаководства. Служил проводником и инструктором службы собак на погранзаставе «Полтавка» Гродековского Краснознаменного погранотряда, на различных должностях в войсках Тихоокеанского, Восточного, Западного, Закавказского пограничных округов. В 1957-1961 годах работал в Главном управлении пограничных войск СССР, помогал налаживать пограничную службу в Демократической Республике Вьетнам.
Карацупа обладал редкими волевыми качествами, был неустрашимым, находчивым, он обнаруживал нарушителей, несмотря на самые замысловатые их ухищрения. Даже с весьма скромным по нынешним временам снаряжением - конем, драгункой, маузером, верным помощником в боевых делах Ингусом - Карацупе удавалось всё.
За 20 лет службы на границе Карацупа участвовал в 120 столкновениях с врагами, задержал 338 нарушителей границы, уничтожил 129 шпионов и диверсантов.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» полковнику запаса Никите Фёдоровичу Карацупе присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Последние годы он жил в городе-герое Москве. Работал в Центральном музее пограничных войск.
КОТЕЛЬНИКОВ Валентин Сергеевич
(1911 - 1935)
Советский пограничник, командир отделения Волынской пограничной заставы Гродековского пограничного отряда.
Братья Валентин и Петр Котельниковы родились в рабочей семье в городе Константиновка Донецкой области, рано потеряли родителей. Валентин окончил фабрично-заводское училище. Работал слесарем, затем помощником мастера.
В 1933 г. Валентин Сергеевич был призван на службу в пограничные войска, вскоре он стал командиром отделения Волынской пограничной заставы Гродековского пограничного отряда.
12 октября 1935 года отделение В. С. Котельникова вступило в бой с японо-маньчжурским отрядом (около 50 человек), нарушившим государственную границу СССР. Спас товарища, окруженного противником, Котельников ценой своей жизни.
Похоронили В. С. Котельникова в п. Пограничном. На месте его гибели установили обелиск. 22 октября 1935 года заставе «Волынка» постановлением ЦИК СССР было присвоено имя Валентина Котельникова.
Когда весть о гибели Валентина пришла в Константиновку, младший брат героя Петр написал письмо наркому обороны СССР с просьбой отправить его служить на ту же заставу, где охранял границу брат.
СВИЯГИН Николай Сергеевич
(1856-1924)
Потомственный дворянин, инженер-путеец, выдающийся организатор строительства железных дорог в разных уголках Российской Империи, знаток Дальнего Востока и Маньчжурии. Один из основателей г. Харбин.
С именем Николая Сергеевича Свиягина связано прежде всего строительство одного из важнейших участков Уссурийской железной дороги - ветки Никольское (Уссурийск) - Пограничная и далее на Муданьдзян. Именно по этой линии Китайская Восточная железная дорога получила выход на Владивосток. А с нею и весь Великий Сибирский путь выходил к Тихому океану.
Николай Сергеевич окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Приказом по Министерству путей сообщения он был определен на службу в Департамент шоссейных и водяных сообщений.
В марте 1891 года он был назначен штатным инженером VII класса и начальником участка по постройке Уссурийской железной дороги. После получения заключения договора о концессии на строительство железной дороги с китайским правительством в Маньчжурию были направлены изыскательские партии для поисков более выгодных направлений будущей трассы. Руководить одной из них и был назначен Николай Сергеевич.
22 апреля 1898 последовал приказ об организации строительных участков на главной линии. Начальником Восточного отделения КВЖД был назначен Свиягин.
Свиягин, начав работы летом 1898 года, уже к августу сделал земляное полотно на две трети длины всей магистрали, построил 12 каменных мостов, организовал все прочие работы и приступил к укладке пути. В условленный срок — 1 января 1900 года — была открыта правильная эксплуатация на участке Никольское — Гродеково.
В 1924 году Свиягина пригласили переехать в Харбин. В Харбине, одним из основателей которого он являлся, он продолжал работать на КВЖД вплоть до своей кончины.
За выдающиеся заслуги в ходе прокладки пути и строительства железной дороги на Дальневосточной дороге в Приморском крае в честь Свиягина названа железнодорожная станция Свиягино, которая в свою очередь дала название одноименному населенному пункту.