10 имен в истории района Неповторимый Пограничный район прошел нелёгкий, но славный путь. Все мы, нынешнее поколение, ощущаем причастность к его истории, судьбе, ярким успехам. Все, чем знаменит район, - заслуга его замечательных жителей.
Накануне празднования 80-летия Пограничного района, 115-летия поселка Пограничного межпоселенческая библиотека при поддержке администрации Пограничного муниципального района проводит акцию «10 имен в истории Пограничного района». Информационная поддержка - районная газета «Вестник Приграничья».
Эта акция проводится с целью объединения пограничненцев, привлечения их к изучению истории района, чтобы как можно больше узнать о людях, оставивших в ней яркий след.
Итогом акции станет выставка-посвящение «10 имен в истории Пограничного района», которая будет развернута 12 июня на центральной площади поселка Пограничного. Портретная галерея затем будет размещена в народном музее, на сайте администрации Пограничного муниципального района и межпоселенческой библиотеки.
Приглашаем пограничненцев принять участие в акции и определить имена людей, которые составляют славу района и войдут в портретную галерею. Голосование будет проходить до 10 июня 2014 года.
Свой голос можно отдать в межпоселенческой библиотеке по адресу: п. Пограничный, ул. Советская, 27, по телефону: 21-8-70, по электронной почте: pogra.mb@mail.ru.
Гавриил Матвеевич Шевченко
(1897- 1945)
Родился Г.М. Шевченко в казачьей семье. В Приморский край приехал с родителями по переселению. Сначала семья проживала в с. Турий Рог, а через два года переехала в Гродеково.
В 1909 году был зачислен на военную казачью службу в Уссурийский казачий полк. В Первую мировую войну в составе Уссурийского казачьего полка участвовал в боевых действиях, занимал должность вахмистра. После возвращения на Дальний Восток в 1918 году организовал 1-й Красный отряд уссурийского казачества. С марта по июнь 1918 года являлся начальником гарнизона ст. Гродеково. Затем - заместителем командира Уссурийского фронта, участвовал в боевых действиях против белогвардейцев и интервентов на территории Приморья и Приамурья. Провел ряд успешных операций против войск противника, пользовался большой популярностью среди бойцов революционных войск и красных партизан. За активное участие в борьбе за власть Советов на Дальнем Востоке Г. М. Шевченко был награжден орденом Красного Знамени.
После окончания гражданской войны командовал полком Отдельной Дальневосточной кавалерийской бригады. Одновременно с ноября 1922 года по январь 1923 являлся членом Пограничного районного ревкома станции Гродеково, созданного вместо Управления Уссурийского казачьего войска с целью «перехода от казачьего самоуправления к единой советской административной системе». После демобилизации из действующей армии в 1924 году организовал коммуну, окончил курсы агрономов. Участвовал в ликвидации антисоветских выступлений, в т. ч. в борьбе с набегами вооруженных формирований белоэмигрантов.
23 июня 1937 г. арестован по ложному обвинению в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. 26 апреля 1938 г. осужден Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа на 10 лет лишения свободы. Находился в лагере в Коми АССР, где и умер. В апреле 1958 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР Г. М. Шевченко реабилитирован посмертно.
Николай Михайлович Пржевальский
(1839 - 1888)
Русский путешественник и натуралист. Почётный член Академии наук. Генерал-майор.
В 1855 г. по окончании гимназии в Смоленске Николай Михайлович поступил добровольцем в армию. В 1863 г. он окончил Академию Генерального штаба и был назначен в Сибирский военный округ, откуда при поддержке Семенова-Тяньшанского отправился в экспедицию в Уссурийский край.
В Приморье Н. М. Пржевальский попал в разгар военного конфликта с жителями соседней Китайской империи, находившимися на приморской территории. Маленький отряд штабс-капитана Пржевальского также принял участие в конфликте.
H. M. Пржевальский не был первым путешественником по Уссурийскому краю, но он по праву может считаться первым исследователем, давшим всестороннее описание этого края.
Пржевальский изучил западную и южную стороны озера Ханка, сделал промер глубин Сиянхе, Лефу и Mo - рек, впадающих в озеро, описал характер их долин. В результате исследования Пржевальского, озеро Ханка получило новое, более округленное очертание. Он подробно описал характер берегов озера и отметил, что южный и восточный берега состоят из сплошных болот, являющихся продолжением Сунгачских низменностей. Пржевальский первый обнаружил и описал древние берега озера, сохранившиеся в виде параллельных друг другу валов. По его предположению, в прошлом озеро Ханка имело большие размеры. Большая и Малая Ханка, соединённые небольшой протокой, некогда являлись одним бассейном.
От южной оконечности озера Ханка до залива Посьет Пржевальский прошёл по новому маршруту, а путь от залива Посьет до устья реки Тадуши вдоль побережья Тихого океана был пройден не морем, как это сделали его предшественники, а сушей, по труднопроходимым лесным тропам. Пржевальский два раза пересек хребет Сихотэ-Алинь и нанёс на карту восточный склон хребта.
Большой интерес для науки составили коллекции животных и растений, собранные Пржевальским в Уссурийском крае.
Пржевальский выработал оригинальный способ собирания и приготовления коллекций. Он не стеснялся брать растения больших размеров в противоположность большинству исследователей, выбиравших для удобства только мелкие экземпляры. Собранные растения высушивались обычно во время привалов, сушка производилась на солнце. Благодаря быстрому высыханию, у растений сохранялась свежесть красок. Высушенные образцы помещались во весь рост в бумагу большого формата. К коллекции имелся реестр, где записывались место и время нахождения данного вида, а также сведения о почве и распространении.
После Приморья Пржевальский еще десять лет путешествовал по Монголии, Китаю, Тибету, Центральной Азии. Он открывал новые горные хребты, озера и животных. За свою жизнь исследователь прошел около 35 тыс. км.
В 1888 г. в начале очередной экспедиции в Центральную Азию Пржевальский напился воды из придорожного ручья и заболел брюшным тифом. Умер он на озере Иссык-Куль. На месте гибели путешественника впоследствии возвели бронзовый памятник в полный рост.
В честь великого путешественника в Пограничном районе названа станция Пржевальская.
СВИЯГИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (1856 -1924) .
Потомственный дворянин, инженер-путеец, выдающийся организатор строительства железных дорог в разных уголках Российской Империи, знаток Дальнего Востока и Маньчжурии. Один из основателей г. Харбин.
С именем Николая Сергеевича Свиягина связано прежде всего строительство одного из важнейших участков Уссурийской железной дороги - ветки Никольское (Уссурийск) - Пограничная и далее на Муданьдзян. Именно по этой линии Китайская Восточная железная дорога получила выход на Владивосток. А с нею и весь Великий Сибирский путь выходил к Тихому океану.
Николай Сергеевич окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Приказом по Министерству путей сообщения с 29 ноября 1882 года он был определен на службу в Департамент шоссейных и водяных сообщений. С этого дня и началась у Свиягина типичная для русского инженера путей сообщения тех лет кочевая жизнь. В 1883 году он был направлен в распоряжение Министерства государственных имуществ, а через два года — в распоряжение военного ведомства для работы на постройке Закаспийской военной железной дороги.
В марте 1891 года он был назначен штатным инженером VII класса и начальником участка по постройке Уссурийской железной дороги. После получения заключения договора о концессии на строительство железной дороги с китайским правительством в Маньчжурию были направлены изыскательские партии для поисков более выгодных направлений будущей трассы. Руководить одной из них и был назначен Николай Сергеевич. Во время экспедиции на партию Свиягина напали хунхузы и разграбили ее. Николай Сергеевич, как истинный исследователь, сумел сберечь только документы своей изыскательской работы. Он проделал огромный путь по безлюдной местности, не имея оружия, продовольствия, и все-таки доставил все документы во Владивосток, где к тому времени уже располагалась контора Общества Китайско-Восточной железной дороги.
22 апреля 1898 последовал приказ А. И. Юговича об организации строительных участков на главной линии. Начальником Восточного отделения КВЖД был назначен Свиягин.
Свиягин, начав работы летом 1898 года, уже к августу, т. е. в какие-нибудь два месяца сделал земляное полотно на две трети длины всей магистрали, построил 12 каменных мостов, организовал все прочие работы и приступил к укладке пути. По Никольской ветке временное рабочее движение было открыто 28 ноября 1898 года и временное коммерческое — 18 декабря того же года, то есть менее чем через восемь месяцев от начала работ.
В условленный срок — 1 января 1900 года — была открыта правильная эксплуатация на участке Никольское — Гродеково; дальше укладка пути и сообщение с Маньчжурией производились по временным обходам и тупикам. По окончании строительства этого важнейшего участка Уссурийской железной дороги Россия получила выход к Тихому океану.
В начале 1902 года Свиягин получил назначение на должность помощника главного инженера по отчетности и ревизионно-технической части КВЖД.
Николай Сергеевич продолжал работать помощником главного инженера и после сдачи Китайско-Восточной дороги в эксплуатацию.
В 1924 году его пригласили переехать в Харбин. В Харбине, одним из основателей которого он являлся, он продолжал работать на КВЖД вплоть до своей кончины.
За выдающиеся заслуги в ходе прокладки пути и строительства железной дороги на Дальневосточной дороге в Приморском крае в честь Свиягина названа железнодорожная станция Свиягино, которая в свою очередь дала название одноименному населенному пункту.