Елена Кислицына: «В условиях кризиса остаемся оптимистами» Наш разговор с заместителем главы администрации района - начальником финансового управления Еленой Кислицыной посвящен составляющим районного бюджета, его характерным и отличительным особенностям по сравнению с прошлыми годами.
- Елена Валентиновна, прежде чем говорить о бюджете на 2009 год, давайте заглянем в ретроспективу, как был исполнен бюджет минувшего года.
- Бюджет был исполнен по всем статьям доходов и расходов. И плюсов у нас пока больше, чем минусов. Выполнен план по доходной части, в том числе и по собственным доходам, что весьма существенно и немаловажно. Кстати, по собственным доходам, несмотря на трудности объективного характера (сокращение налогооблагаемой базы), у нас ежегодно наблюдается прирост, достигаемый за счет роста заработной платы, поскольку 85% в структуре доходной части занимают налоги на доходы физических лиц (НДФЛ). Если сравнить с бюджетом 2007 года, то за прошлый год доходная часть возросла на 11,8%.
Теперь о бюджете на нынешний год. Общий объем доходов районного бюджета запланирован в размере 261,4 млн рублей, расходов - 267,9 мнл рублей, следовательно, дефицит составляет 6,5 млн рублей.
Надо отметить, что в минувшем году мы сработали без кредиторской задолженности, зарплата работникам бюджетной сферы выплачивалась своевременно и в полном объеме. Конечно, хотелось бы, чтобы в нынешнем году у нас сохранилась такая тенденция и не возникало проблем с выдачей зарплаты бюджетникам, как это было 10 лет назад. - А можем ли мы в таком случае рассчитывать на финансовые вливания, дотации из краевого бюджета, и как они будут распределяться?
- К сожалению, сумма дотаций району из краевого бюджета по сравнению с 2008 годом урезана на 4,7 млн рублей. В то же время нас не может не радовать тот факт, что впервые будут даны дотации нашим четырем поселениям в сумме 11,6 млн рублей. - Как эта сумма дотаций будет распределяться между поселениями, с учетом каких факторов?
- На мой взгляд, методика, то есть порядок распределения дотаций далеко не совершенна и не направлена на развитие и укрепление финансовой базы поселений, особенно сельских, отдаленных, к примеру, таких, как наше Барабаш-Левадинское поселение. Расчет дотаций зависит от численности населения. Если сравнивать Пограничное городское поселение и Барабаш-Левадинское сельское, то в первом население во много раз больше, чем во втором. Кроме того, в городском поселении есть градообразующие предприятия, что также немаловажно для пополнения доходной части бюджета, а в Барабаш-Леваде их нет. В соответствии с численностью населения городское поселение получит значительно большую сумму дотаций, а сельское - мизерное при огромном дефиците своего бюджета. В бюджете Барабаш-Левадинского поселения собственные доходы запланированы в сумме 73 тыс. рублей, а расходная часть - 2 млн 131 тыс. рублей. Из бюджета района этому поселению выделяется 2 млн 58 тыс. рублей. Эти цифры говорят сами за себя. - Где же выход? Как жить «бедным» сельским поселениям?
- Для этого в нашей финансовой политике и существует такое понятие, как «выравнивание бюджетов». С помощью этого механизма мы должны, и мы это делаем, все наши поселения обеспечить деньгами. Районный бюджет будет выделять средства дефицитным поселениям за счет собственных доходов, которых, увы, нам самим не хватает на все наши расходы и, прежде всего, на содержание бюджетной сферы.
В настоящее время у нас два профицитных бюджета, которые имеют Пограничное городское и Сергеевское сельское поселения, и два дефицитных - Жариковское и Барабаш-Левадинское сельские поселения. Общая сумма дотаций из районного бюджета этим двум дефицитным поселениям - 8,2 млн рублей. Если мы этих дотаций не выделим этим дефицитным поселениям, то они просто не смогут выполнять жизненно важных полномочий. Следовательно, без выравнивания бюджетов нам не обойтись. - Елена Валентиновна, а какие еще статьи по доходной части нам урезали, как предстоит выходить из данной ситуации?
- Районному бюджету сократили дополнительный норматив отчислений от НДФЛ на 4%, и мы вследствие этого теряем почти 10 млн рублей.
Если в 2008 году район получил 43% от НДФЛ, то в нынешнем мы будем получать 39%, то есть нам уменьшили процент отчислений, что заметно скажется на общей финансовой картине района. Такова финансовая политика края по отношению ко всем районам: чем больше у района возможностей, тем больше стремление урезать дотации. - Что можно сказать по расходам, каковы ваши предложения, чтобы сбалансировать финансовую ситуацию в выигрышном, позитивном для районного бюджета плане?
- Доходы, как я уже говорила выше, у нас идут чуть с плюсом по сравнению с прошлым годом, но они не покрывают все наши расходы. Из этого надо и исходить при выстраивании нашей бюджетной политики.
Реально по нашим расчетам у нас дефицит районного бюджета не 6,5 млн рублей, а 25 млн рублей, а если суммировать эти две цифры, то получится аж 32 млн рублей. Утвержденный дефицит в 6,5 млн рублей мы покрываем, возможности для этого у нас есть.
А вот 25 млн рублей мы не покрываем, поэтому придется прибегнуть к жесткому режиму экономии, учиться жить по средствам, по нашим доходам. Впрочем, должна заметить, что мы ежегодно так (с утвержденным плюс реальным) дефицитом начинаем, но потом все же находим выходы из складывающейся финансовой ситуации. И сейчас оптимизма не теряем, несмотря на мировой экономический и финансовый кризис.
Нашему районному бюджету определили первоначально сумму дотации на 2009 год в 34 млн рублей, но затем в связи с кризисом урезали ее на 20% (а это 6,8 млн рублей). По истечении первого полугодия 2009 г., судя по итогам выполнения доходной части краевого бюджета, сумма дотации нашему районному бюджету может остаться в прежнем объеме. У нас плановые расходы полностью покрывают зарплату бюджетников и оплату коммунальных услуг. Все остальные расходы, опять же по причине дефицита районного бюджета, должны быть урезаны. Это урезание касается, в первую очередь, ГСМ, питания, оплаты медикаментов, на что расходуются средства в пределах 16% районного бюджета. - Елена Валентиновна, в Пограничном районе, чуть ли не единственном в крае, дотируются внутрирайонные автобусные пассажироперевозки.
- Если мы не будем давать эту дотацию (на нынешний год она составила 3 млн рублей), то сельские жители останутся без автобусного сообщения. - Чем еще отличается нынешний бюджет от бюджетов прошлых лет?
- Такие отличия есть, и причем весьма существенные. Впервые в сверстанном и утвержденном Думой Пограничного района бюджете на 2009 год прописаны расходы на финансирование трех программ - по комплексу противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях в сумме 1 млн рублей, на поддержку и развитие библиотечного дела (500 тыс. рублей) и на развитие физической культуры и спорта (420 тыс. рублей). Раньше эти статьи расходов финансировались в том числе и за счет внебюджетных источников. - Елена Валентиновна, начавшийся год у нас особый. Он отмечен печатью мирового финансового кризиса. Как с ним предполагают бороться наши финансисты, и нашло ли это отражение в бюджете района?
- С кризисом бороться трудно, но делать это надо. В условиях нарастающей безработицы, сокращения числа рабочих мест, сужения налогооблагаемой базы необходимо разработать, принять и претворить в жизнь свою антикризисную программу. У нас принято распоряжение главы администрации Пограничного муниципального района, в соответствии с которым утвержден ряд мероприятий антикризисного характера. Например, это и инвентаризация расходных обязательств, то есть какие обязательства надо исполнять в обязательном порядке, какие не исполнять, какие сократить. Оптимизация работы по организации муниципальных заказов, проведения конкурсов, сокращения авансирования по заказам закупаемой продукции, то есть совершение сделок без авансирования, а только по факту поставок продукции и выполнения объема работ. Ну и, конечно, будем экономить, ужиматься в расходах, одновременно изыскивая резервы пополнения доходной части бюджета. Надо оставаться оптимистами при любых обстоятельствах, в том числе и в условиях кризиса, который мы сумеем преодолеть, если каждый будет работать на своем месте с полной отдачей сил и высокой ответственностью.