Земля нарасхват Две последние недели в селе Жариково было неспокойно. Здесь проходила череда массовых собраний, где решался вопрос о передаче земельных паев. Первое собрание прошло
в субботу, 7 декабря, на втором, 10 декабря, побывал корреспондент «ВП», очередная встреча была намечена на четверг, 12 декабря.
Наверняка не последняя…
Сборы в зале сельского ДК проходят многолюдно, ведь повод для их проведения поистине судьбоносный едва ли не для каждого сельчанина, имеющего земельные паи. Таких в селе более 300 человек, за которыми их семьи, родственники, и им совсем не безразлично, будут ли их кормильцы при деле, найдется ли людям работа после кардинальных перемен: селянам сейчас нужно сделать выбор, в чьи руки передать паевые пахотные земли. На один пай приходятся 12 гектаров пашни.
Почему людей поставили перед выбором – для меня, как возможно и для многих жителей села, остается загадкой. На каком этапе своей деятельности сельскохозяйственное предприятие «Жариковское» утратило свое благополучие и прежнее положение? На сегодня известен факт, что основные фонды ОАО «Жариковское» уже проданы компании «Армада».
Возможно, и пахотные угодья также плавно перешли бы в пользование нового арендатора, но на земельные паи объявился еще один претендент в лице предприятия ООО «Елена». Это хозяйство давно мечтает расширить посевные площади и такого шанса упускать не стало. Борьба за земли пайщиков и стала поводом массовых сборов сельчан.
Собрания проходят организованно и спокойно. По крайней мере, то, на котором присутствовала я, проходило в такой атмосфере. Компетентные в договорных отношениях односельчане взяли на себя ответственность зачитывать собранию подготовленные арендаторами проекты договоров, с согласия пайщиков корректировать их, вносить свои предложения.
На данном собрании как раз обсуждались варианты двух договоров, представленных со стороны компании «Армада» и ООО «Елена». Озвучивал их местный житель, специалист сельского производства А. И. Игнатов.
Ровная обстановка собрания не означала, что в рядах пайщиков царит единодушие. К какому берегу примкнуть – в этом общего согласия не было. Для одних пайщиков, большей частью пенсионеров, наиболее притягательной частью соглашения была оплата за аренду паев: какими объемами продукции арендатор намерен расплачиваться с пайщиками за аренду земли? Этот вопрос был, конечно, интересен и работоспособному населению. Но они во главу угла ставили еще и перспективу трудоустройства. Так что поразмыслить сельчанам есть над чем.
Стоит заметить, что возникшее между двумя хозяйствами соперничество за земельные паи заставило их пойти на равнозначные предложения. В результате оба хозяйства предложили заключить договор сроком на 5 лет.
В качестве арендной платы компания «Армада» предложила на пай 1200 килограммов зерна либо равноценную замену в денежном эквиваленте по рыночной стоимости продукции. В договоре со стороны ООО «Елена» арендная плата составляет 100 кг зерна на 1 гектар паевой пахотной земли, то есть те же 1200 кг на 1 пай.
По ходу встречи стало очевидно, что люди в большей степени спешат на собрания ради получения полноценной информации, желательно подробной, разносторонней. В этом ощущается острый недостаток. Сидящие рядом пожилые женщины негромко роптали: мол, хоть бы с района кто приехал да разъяснил нам положение. Подсказал, посоветовал, к какому берегу пристать…
Далеко не у всех еще сформировалось мнение, какую сторону принять. Надо думать, что гораздо легче людям было определиться с выбором на основании каких-то фактических данных, сведений, иных веских аргументов. Пока же главенствующим аргументом выступает количество зерна на 1 гектар паевой пашни.
В такой накаленной обстановке меньше всего мне хочется высказывать личное мнение по поводу того, какое хозяйство в итоге окажется для жариковцев перспективнее, надежнее в плане трудоустройства. Прогнозы ведь вещь очень неблагодарная. Поэтому просто поделюсь собственными впечатлениями от собрания.
На мой взгляд, представители предприятия «Елена», как и его гендиректор Т. Куринских, не особо тщательно подготовились к разговору с пайщиками. Представленный договор был не только громоздким в объеме, но еще включал в себя довольно головоломные, сложные формулировки, местами противоречивые. Это отметил и озвучивавший документ А. И. Игнатов.
Думается, помимо договора, весьма полезной была бы для пайщиков информация, сколько российских работников трудятся в коллективе «Елена», на каких видах работ они задействованы. Немаловажно узнать, какая у них заработная плата, какое численное соотношение между китайскими и российскими работниками в хозяйстве? Увы, таких сведений собрание не получило. Это важно было услышать работоспособным гражданам из числа механизаторов, водителей, работающих женщин, которых наверняка больше волнует вопрос: будет ли у них работа, на которой они смогут доработать хотя бы до пенсии?
Не лишним было бы услышать людям, какую социальную ответственность перед пайщиками намерены нести будущие арендаторы. К сожалению, предложений в виде гарантированных услуг, допустим, по вспашке огородов, предоставлению транспортных услуг и прочих весьма существенных для сельской жизни работ, не прозвучало.
Чувствовалось, что к вопросу передачи паев сельчане подошли серьезно. Действует инициативная группа. Один из молодых ее представителей сообщил собранию, что инициаторы намерены привлечь к освещению темы краевое телевидение, поставить в известность Законодательное Собрание края. Вели речь об имущественных паях, инвентаризации акционерной собственности. Если у основных фондов акционерного общества «Жариковское» уже есть новый хозяин, то выращенный урожай хозяйства еще в закромах, и распорядиться им нужно по справедливости.
Как стало известно, в настоящее время в селе началась кампания по заключению договоров с пайщиками. В администрации Жариковского сельского поселения выделено место для проведения такой работы персонально с каждым держателем земельных паев.
В этой истории, пожалуй, наиболее прискорбным событием остается тот факт, что хозяйство «Жариковское», будучи все годы существования флагманом сельскохозяйственного производства в районе, выдержавшее тяжелейшие годы перестроечного безвременья, выстояв в пору разрушительных аграрных реформ, затонуло на фоне бодрых заверений о подъеме сельского хозяйства, укреплении продовольственной безопасности страны и прочих громких фраз.
Невозможно представить, что из списка местных сельхозпредприятий теперь навсегда исчезнет большое хозяйство «Жариковское».