Анна ДЕВЯТКИНА: Добра много не бывает В первое воскресенье октября мы спешим поздравить тех, кто отдал нам столько любви и терпения, и тех, кто учит наших детей сегодня. Редакционный коллектив «ВП» долго искал кандидатуру гостя для праздничного номера газеты. Определиться с выбором героини этого интервью нам помогли специалисты отдела народного образования, которые хорошо знают многих учителей Приграничья.
Честно признаюсь, что их выбор для меня был приятной неожиданностью. Учитель русского языка и литературы ПСОШ № 1 Анна Никифоровна Девяткина – классный руководитель моей тринадцатилетней дочери Анастасии. С этим педагогом нам было о чем поговорить. Итак, Анна Никифоровна Девяткина о жизни, школе и о себе или о том, что значит быть учителем в наше время. - Анна Никифоровна, пожалуй, не каждый родитель отважится встать возле доски и перед целым классом шумных подростков без запинки провести урок. Современные дети требуют особого терпения и внимания. Сегодня учитель – это герой нашего времени!?
- Может быть, но я абсолютно не жалею о своем выборе: чем труднее человеку что-то достается, тем осознаннее он потом к этому относится. Мой путь был страшно тернистым (смеется)!
В последние годы школа живёт в режиме постоянных реформ. Ведь жизнь не может стоять на месте. Как говорится, современным детям - современное образование. А значит, и учитель должен постоянно идти вперед. Для меня жизнь - это витиеватая лестница, ведущая наверх. Каждая ее ступенька - это новые успехи, а порой жизненные трудности и испытания. Главное - не останавливаться. Мне повезло – есть у кого учиться: учитель многому учится у своих воспитанников. Я не скрываю - порой бывает сложно и далеко не все получается. Но я считаю, что взрослый человек должен находить в себе силы признавать свои ошибки и даже извиняться перед учеником, если того требует ситуация. - Многие ваши ученики, отвечая на вопрос, что является главной составляющей теплых взаимоотношений с вами, называют ваш возраст. Молодой учитель - это плюс, как вы считаете?
- Я не думаю, что в возрасте дело. У меня в жизни были хорошие учителя, и разница с ними в возрасте была колоссальная.
В начальную школу я пошла в Партизанске, сама родом из Черниговского района. Росла в простой рабочей семье: мама - Мария Николаевна и отец - Никифор Семенович работали на производстве. Мои родители - дети войны, которые поднимали страну в сложный послевоенный период. Именно они и заложили стальную жилку в моем характере.
До сих пор хорошо помню свою первую учительницу - Екатерину Ивановну. Она была на фронте, на ее глазах гибли родные и близкие люди. Но она не растеряла своей душевной доброты. Однако на уроке Екатерина Ивановна была строгой, даже порой жесткой. Я поняла, почему она была принципиальной и требовательной, спустя много лет, когда я сама была в роли учителя и стояла у классной доски. После окончания Уссурийского пединститута я вела уроки в классе, где за партами сидели юноши и девушки младше меня всего на несколько лет. ç ç ç СТР. 1
Не скрою, в тот момент было сложно, но я не сдавалась, все время работала над собой. Кто-то из великих однажды сказал: «Чем легче учителю учить, тем тяжелее ученику учиться». И с этим нельзя не согласиться. - В Пограничный район вы приехали уже в подростковом возрасте. Как вас встретили ребята, учителя Пограничной средней школы?
- Очень тепло и радушно, но для меня это был сложный период. Мама с папой рано ушли из жизни. И с 12 лет я воспитывалась в семье своей старшей сестры Любови Никифоровны, у которой уже было двое детей. Несмотря на небольшую разницу в возрасте между нами, она смогла подарить мне родительское тепло и внимание. После смерти родителей я не по годам стала взрослой, самостоятельной и очень организованной. Я уже тогда четко понимала: если человек сам стремится что-то достичь, он обязательно этого добьется, и оценки в этом особенной роли не играют. Хотя в школе я была старательной ученицей.
С выбором будущей профессии у меня не было сложностей. Тамара Яковлевна Ямкач, Татьяна Михайловна Балыкова, Ирина Ивановна Закирова – эти педагоги для меня стали примером профессионального мастерства. Это люди, к которым хочется забежать на переменке, поговорить по душам. Причина – человеческие качества, открытость. Когда ты открыт человеку, я думаю, тебе всегда ответят взаимностью. - В сфере образования Пограничного района вы проработали шестнадцать лет. Хотелось ли когда-нибудь все бросить и проявить себя в совершенно другом деле?
- Не стану скрывать, в моей жизни был момент слабости и усталости, когда я задала себе вопрос: «Зачем мне все это нужно?». Чтобы найти ответ, мне пришлось уйти из школы. Но прошел ровно месяц, и я поняла, что не могу жить без своих учеников. Ведь это дело всей моей жизни, и искать себя на другом поприще у меня сегодня нет ни основания, ни желания…
Я по своему личному опыту могу сказать, что понимание важности работы учителя приходит именно тогда, когда ты уже окончил школу, когда ты прожил какой-то период без родных и любимых людей, достойных памяти и восхищения. - А вам есть чему поучиться у своих воспитанников?
- Конечно! Наверное, современности, мобильности и лёгкости, с которой они шагают по этой жизни! Иногда мне этого не хватает. Я много анализирую, очень много думаю о дне вчерашнем, а нужно просто двигаться вперед, не зацикливаясь на прожитом. - Ваше жизненное кредо?
- Несмотря ни на что, всегда оставаться самой собой! Каждый гениален в этой жизни по-своему! Нужно стараться найти в себе и в окружающих какую-то «изюминку»! Не скупиться на добрые дела – добра много не бывает! Важно быть оптимистом и с добрыми эмоциями смотреть на мир! - Без кого вы не смогли бы прожить и дня?
- Сейчас я понимаю, что это моя семья – мой крепкий тыл и поддержка. Мне невероятно повезло с мужем. Сергей Александрович вырос в учительской семье: мама - Татьяна Дмитриевна, отец - Александр Петрович. К сожалению, их уже нет рядом с нами, но в нашей семье жива светлая память об этих замечательных людях. Сегодня моих учеников муж считает и своими детьми. Он помогает мне в организации некоторых внеклассных мероприятий, которые незаметно стали образом жизни нашей семьи. В разное время года вместе с классом мы ходим в походы - любуемся красотами Приграничья. Я искренне благодарна мужу за его понимание и поддержку. Без моих близких и любимых людей я просто не представляю своего прошлого, настоящего и будущего! - Вы гордитесь своими детьми?
- Горжусь - это слишком громко сказано (слегка смущается моя собеседница). Скорее, тихо радуюсь их первым успехам и маленьким победам. Я ценю в сыне и дочери их человеческие качества, потому что они умеют сострадать, сопереживать, у них есть чувство такта. Ну и, наверное, взаимная любовь ко мне… - У вас есть мечта?
- Мечтаю продолжить путешествие по России, оставляя привычное, обыденное, погрузиться во что-то новое, получить яркие впечатления. - Что вы хотите пожелать учителям – своим коллегам?
- Своим коллегам хочу пожелать прежде всего здоровья, оно не будет лишним. Пускай в период нововведений в образовании у педагогов не наступит разочарования в выбранной профессии. Пускай понимание окружающих, тепло и забота близких, улыбки родных детей и внуков помогают снимать усталость, принесенную с работы. Многое в этой жизни меняется, а Учитель остается. И позвольте, перефразируя Андрея Дементьева, в заключение сказать: Пусть жизнь не промчится мимо,
И бедам всем вопреки
Нас продолжают зримо
Любимые ученики. - Анна Никифоровна, спасибо за интервью. В вашем лице всех учителей Приграничья мы поздравляем с профессиональным праздником.