В пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» при определении факторов, оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, указано, что в ближайшей перспективе «получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма». При этом пункт 37 среди угроз национальной безопасности выделяет «экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации».
Таким образом, логика представленного документа указывает на то, что противодействие религиозному экстремизму и радикализму является одной из первостепенных задач, стоящих перед органами обеспечения безопасности и правопорядка.
Основами противодействия должны являться, во-первых, понимание безопасности в этой сфере как развития и укрепления социальной системы в целом; а во-вторых, обеспечение безопасности - как борьба с конкретными ее угрозами, проявлениями религиозного экстремизма. Такой методологический подход позволяет говорить не только о деятельности органов государственной власти, как о реакции на различного рода проявления религиозного экстремизма, но и о важнейших направлениях обеспечения национальной безопасности в контексте проявлений религиозного экстремизма на долгосрочную перспективу, т.е. о стратегии противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации.
Осмысление мирового опыта противодействия угрозе экстремизма и терроризма выявляет тот факт, что сегодня существует три концептуальные стратегии борьбы с обозначенными угрозами:
1. Насильственное противоборство, в контексте которого со стороны государства осуществляется жесткая бескомпромиссная борьба с социальными группами и организациями, создающими те или иные угрозы его национальной безопасности.
2. Борьба как уничтожение противника в ходе военных действий и тайных операций.
3. Превентивное устранение факторов и причин данного явления, информационная или так называемая бескровная борьба. Исследование действующей в настоящее время Стратегии национальной безопасности России позволяет с уверенностью утверждать, что Российская Федерация идет именно по этому пути.
Оценивая эффективность представленных трех вариантов стратегического планирования, считаю, что первые два из них, несмотря на их несомненную эффективность в прошлом, уже утратили свои позиции, во всяком случае, в практике борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Перспективными в настоящее время становятся такие стратегии, в которых основной упор делается на разумный компромисс, учитывающий интересы конфликтующих сторон. Формирование направления противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации именно по этому принципу будет способствовать определению оптимального алгоритма социального управления, при котором угроза религиозного экстремизма должна постепенно исчерпать себя.
Е. Маслова,
помощник прокурора Пограничного района.