Китайская станция с русским названием В уголке «История российско-китайской дружбы» районного музея появилась уникальная
по своей исторической значимости фотокартина с изображением железнодорожной станции Пограничная.
Такой подарок сделал главе Пограничного района Игорю Червинцу первый секретарь горкома Коммунистической партии Китая города Суйфэньхэ, Чжао Лянь Цзюнь, который недавно побывал с рабочим визитом в нашем районе. В свою очередь Игорь Червинец передал фотокартину в районный музей, чтобы ее смогли увидеть все жители Приграничья.
По словам директора народного музея истории и краеведения Зои Арбузовой, эта фотография имеет определенную историческую ценность и займет достойное место среди экспонатов. Ведь в конце XIX века поселок Суйфэньхэ имел русский вариант названия – станция Пограничная.
- В то время на месте современного Суйфэньхэ находилось несколько небольших населенных пунктов, однако реальное строительство и развитие города началось после постройки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1898-1903 году, - рассказала Зоя Арбузова. - Именно КВЖД Суйфэньхэ обязан своим исключительным географическим положением в Северо-Восточном Китае. КВЖД была построена после заключения российско-китайского договора 1896 года от ст. Пограничной (Суйфэньхэ) через Харбин до ст. Маньчжурия, а также от Харбина до Даляня (Дальнего) и имела пять веток.
Ко времени ввода в эксплуатацию в 1903 году общая протяженность линии КВЖД составила более 3 тыс. км со 107-ю станциями и 294 кв. м жилых помещений. В 1903 году на дороге работало 39 тыс. человек: 18 тыс. русских и 21 тыс. китайцев.
Уже в 20-е годы прошлого века бизнесменами разных стран были оценены преимущества этого пограничного города – связующего звена между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России. Здесь было открыто так много иностранных представительств, что Суйфэньхэ стали называть «Поселком Флагов». В начале века Суйфэньхэ считался третьим по значимости городом Северо-востока Китая.
Во времена японской оккупации (1931 – 1945 гг.), когда Суйфэньхэ был отнесен к числу «портов» государственного значения, здесь были организованы: пограничный контрольный пункт, таможня, центр экспертизы импортно-экспортных товаров, санитарная служба, инспекция карантина растений и животных, международная транспортная компания. В 50-е годы объем импорта и экспорта достиг более двух миллионов тонн. Правда, «дружба» длилась недолго.
Если в 50-е годы уникальное приграничное положение города использовалось полностью, то во времена «культурной революции» географические преимущества Суйфэньхэ вообще утратили свое значение. Поселок получил статус «коммуны» и оставался бедным провинциальным захолустьем вплоть до середины 80-х годов.
В 1979 году Дэн Сяопин объявил о начале реформ, и в 1982 году возобновилась приграничная торговля. Реальное развитие города началось в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда правительство Хэйлунцзяна объявило Суйфэньхэ «экспериментальным районом приграничной торговли».
В 1988 году народным правительством провинции городу был присвоен статус «экспериментального района приграничной торговли Хэйлунцзяна», а в 1992 году Госсовет КНР ратифицировал придание городу статуса «открытого приграничного города-порта государственного уровня». Это позволило Суйфэньхэ наряду с 14-ю другими открытыми городами побережья пользоваться политикой льгот и преференции. Благодаря воплощению в жизнь лозунга «связь с югом, открытость северу» были достигнуты прекрасные результаты в развитии международного экономического сотрудничества с Россией и другими странами СНГ.
Как для простых граждан, так и для крупных компаний новая политика выглядела и продолжает выглядеть довольно привлекательно. На примере Суйфэньхэ можно легко выделить причины «китайского чуда» приграничного масштаба. Серьезные льготы были объявлены для предприятий, совершающих в Суйфэньхэ импортно-экспортные операции, что вызвало огромный приток компаний со всего Китая, желающих обзавестись филиалом на этой территории. С целью минимизации налоговых отчислений большое количество крупных внешнеторговых корпораций со всего Китая стали оформлять свои сделки через мелкие компании из Суйфэньхэ, естественно, небесплатно.
Самый льготный режим был предусмотрен в области совместного с иностранцами производства, аренды земли, сельского хозяйства, рыбных и прочих промыслов. Новой политикой местного правительства стал курс на максимальное использование транзитных торговых и туристических возможностей города-порта. Надо отдать должное строителям недалекого будущего – они неуклонно и планомерно воплощают в жизнь лозунги «С помощью торговли поднимем производство!» и «Богаче народ – сильнее город!». Суйфэньхэ вернул себе наименование «моста» российско-китайской международной торговли и полностью оправдал те надежды, которые возлагали на него центральное правительство и руководство КПК.
Началом истории города стала железнодорожная станция Пограничная (старое название ст. Суйфэньхэ), которая была первой станцией Китайско-Восточной железной дороги на территории Китая. Хорошо сохранилось старое здание. В настоящее время оно используется в качестве вокзала местных железнодорожных перевозок и располагается рядом с хорошо знакомым русским туристам современным вокзалом Суйфэньхэ.
На территории русского поселка ст. Пограничной в 1901 году была возведена деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Исторические фотографии сберегли для нас это ажурное сооружение с высоким куполом колокольни. В настоящее время церковь восстанавливается силами энтузиастов и краеведов.