Война мне снится по ночам Для Александры Алексеевны Волчковой, узницы фашистских концлагерей, День Победы - это не просто самый трогательный и пронзительный праздник. Это день памяти о тех, кто всё сделал для того, чтобы над нашими головами было мирное небо.
Александра Алексеевна два года назад «разменяла» девятый десяток – ей восемьдесят два года. Но она по-прежнему «в строю» - она полна сил и желания жить. Ветеран Великой Отечественной войны, на глазах у которой умирали от голода, гибли от полученных в ходе сражений ран родные и близкие люди, не разучилась искренне радоваться каждому новому дню.
Моя героиня родом из Брянской области, села Малое Полпино. У ее родителей – Алексея Андреевича и Вассы Семеновны было пятеро замечательных ребятишек: три дочери и один сын. Александра была средней из дочерей. Отец работал прорабом в лесной промышленности. Мать хлопотала дома по хозяйству. Жили скромно, но очень дружно. Строили планы, мечтали построить большой дом, развести хозяйство. В июне сорок первого Александре исполнилось десять лет. Война ворвалась в их счастливую, размеренную жизнь внезапно.
- Я до сих пор помню тот день, когда мы всей семьей собирали отца на фронт, - вспоминает моя героиня. – Мама выплакала все глаза, умоляла его вернуться домой живым. Я тогда еще не знала, что видела папу в последний раз. В самый разгар войны, в 1942 году, отец пропал без вести. Мы до сих пор не знаем, где он похоронен.
Шумел сурово Брянский лес
В годы войны во всех населенных пунктах Брянщины располагались охранные войска, жандармерия, гестапо, полиция. Немцы стояли и в Малом Полпине. На глазах у маленькой Александры проводились массовые аресты и расстрелы, вешали неповинных мирных жителей, выжигали целые села.
- В нескольких километрах от нашего дома были брянские леса – наша надежда на спасение. Мы - деревенские ребятишки, не доедали сами, но по очереди носили партизанам еду. Помню, когда мама варила картошку в мундирах, аромат стоял на всю избу, слюнки текли, но никто даже не смел попробовать приготовленную пищу – все несли партизанам. Мне за спину цепляли маленький узелок и отправляли в лес. Я ползком, преодолевая несколько километров, передавала нашим освободителям эту нехитрую провизию. Судьба была ко мне благосклонна - меня ни разу не поймали. Других - расстреливали на месте.
Ворота в ад
В 1942 году семью Александры отправили в концентрационный лагерь. Официально он назывался Dulag 142. Это был пересыльно-сортировочный лагерь. Он был устроен немцами на территории бывшей ремонтной базы и предназначался для пленных красноармейцев. Шесть зданий рембазы были превращены в бараки. Основная же масса военнопленных находилась под открытым небом. В этом лагере, помимо военнопленных, в нечеловеческих условиях содержалось около пяти тысяч гражданского населения.
- Я провела в лагере чуть больше месяца, но до сих пор мне снятся по ночам замученные фашистами военнопленные, изуродованные тела взрослых и детей, - вспоминает Александра Алексеевна. - Люди умирали каждый день. Местное население Брянский фашистский концлагерь называло воротами в ад. Одни гибли от голода, другие – от нечеловеческих пыток. Трупы зарывали в канавах и заливали нечистотами из канализационной системы тюремных корпусов.
Самое страшное было видеть, как изнеможенные, обезумевшие от голода военнопленные нападали на тех, кто умирал прямо в бараках. Были даже случаи людоедства.
Установлено, что от голода в лагере умерло 40 тысяч человек. Всего на Брянщине оккупанты убили и замучили около 80 тысяч мирных граждан и угнали на германскую каторгу около 200 тысяч человек.
В лагере одновременно помещалось от 40 до 80 тысяч человек. Часть из них этапным путём перегоняли на запад как рабочую силу. Семью моей героини отправили в Германию в город Шимберг, который входил в состав района Айхсфель.
В немецкой семье
- Мы жили в зажиточной немецкой семье Брое, - рассказывает Александра Алексеевна. - Муж с женой воспитывали двух дочерей. Они держали большое хозяйство, за которым ухаживали мы - военнопленные. Наш рабочий день начинался в пять утра и заканчивался далеко за полночь. Мы доили коров, работали на поле. Хозяин был очень властным, деспотичным мужчиной, за любую провинность нередко поднимал руку на мою старшую сестру. Мне доставалось меньше. За меня заступалась младшая дочь хозяина Эльфрида. Она, стоя на коленях, буквально умоляла своего отца не бить русскую девочку. Я до сих пор ей благодарна. Если бы встретила ее сейчас, непременно расцеловала бы.
В немецкой семье Александра жила до окончания Второй мировой войны. Весной 1945 ее семью отправили на Родину в Брянскую область.
Лишь бы не было войны
В родном селе Малое Полпино не сохранилось ни одного дома – все было уничтожено.
- Нашу деревню мы «поднимали с колен», - вспоминает моя героиня. - Первое время жили в холодных землянках, вместо постельного белья использовали обычные листья. Питались лебедой, заваривали липовый цвет и крапиву. По вечерам пели песни, плели лапти и ткали пряжу. Я до сих пор не могу понять, как в послевоенные голодные годы нам удалось выжить. Но никто не роптал, все жили весело и дружно. Мы думали об одном – лишь бы не было войны.
Я работала на заготовке леса. Мы - маленькие, хрупкие девчонки валили огромные вековые деревья. В одной из рабочих бригад трудился мой будущий муж – Александр Филиппович. Мы провстречались всего месяц и решили официально оформить свои отношения. Это сейчас все говорят о любви. В то время мы думали о создании крепкой, дружной семьи. Мы прожили вместе сорок девять лет, воспитали четверых детей.
За романтикой на Дальний Восток
В Приморье у мужа жила родня. Молодая семья, собрав троих детей, отправилась за новой жизнью на Дальний Восток. В Пограничном районе Александра устроилась в райзаготконтору, Александр - плотником на птицефабрику. Вскоре в семье появился четвертый ребенок – дочь Галина. В 1964 году Александра Алексеевна перешла работать на Пограничную птицефабрику, где трудилась двадцать четыре года.
За производственные показатели и активное участие в общественной жизни коллектива ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР». В ее трудовой копилке десятки почетных грамот и наградных лент. По итогам соцсоревнований она не раз была названа лучшей птичницей Пограничного района. Александра Алексеевна награждена орденом Трудовой Славы. Однако, по словам моей героини, это не самое главное в жизни человека.
- Я счастлива, что встретила свою старость в окружении близких и любимых людей, - смахивает набежавшую слезу Александра Алексеевна. - У меня семь внуков и десять правнуков. Вот мое счастье и смысл в жизни.