Мобильные мошенники В редакции газеты «Вестник Приграничья» прошел круглый стол, посвященный профилактике и предупреждению преступлений с использованием средств мобильной связи. Приняли в нем участие представители полиции, социальных служб, отдела народного образования, пенсионного фонда, компании «Мегафон».
В последние годы отмечается планомерный рост преступлений, связанных с телефонным мошенничеством. Жертвами его становятся пенсионеры, дети, инвалиды, ветераны, то есть то население, для которого потеря 2-3 тысяч рублей является существенной суммой.
Как рассказал во время круглого стола оперуполномоченный группы экономической безопасности и противодействию коррупции полиции ОМВД по Пограничному муниципальному району Евгений Дымченко, за 2 полугодие 2012 года и 1 квартал 2013 года было зарегистрировано 10 обращений жителей Приграничья, которых обманули телефонные жулики. По трем фактам возбуждены уголовные дела по статье 159 ч. 2 УК РФ «Мошенничество».
Один из самых распространенных способов – перевод денег с банковского счета с помощью услуги мобильный банк. При оформлении банковской карты человек дает согласие на подключение услуги мобильный банк, с помощью которой можно пополнить счет телефона. К примеру, человек потерял мобильный телефон, сим-карту заблокировал, а в банк не обратился, чтобы заблокировать данную смс-услугу.
Новый владелец сим-карты в итоге получает сообщения о движении денежных средств на не принадлежащем ему счете и получает возможность переводить деньги на оплату услуг. Нечестные граждане спокойно снимают чужие средства, которые перечисляли на лицевые счета своих сим-карт. Таким образом со счета жителя села Барано-Оренбургского пропало 30 тысяч рублей. Потерпевший и не догадывался, что при перевыпуске мобильным оператором «заброшенных» им сим-карт подключенная к ним банковская услуга «мобильный банк» продолжает действовать, - рассказал Е. Дымченко.
Еще один способ отъема денег, по словам представителя полиции – смс-сообщения о том, что банковская карта заблокирована. Для ее активизации необходимо перевести определенную сумму денег на счет. Люди доверчиво отправляют на указанные счета деньги, а позже понимают, что попались на удочку мошенников.
Представитель сотового оператора Егор Лапин рассказал собравшимся на круглом столе о программах, разработанных компанией по борьбе с мобильным мошенничеством. Сотовым оператором разработана специальная брошюра, в которой рассказывается о популярных схемах мобильного мошенничества и о том, как не стать жертвой злоумышленников. Любой желающий может скачать ее с корпоративного сайта компании в разделе «Образовательные проекты». На протяжении нескольких лет сотовый оператор проводит «Уроки мобильной грамотности» для школьников и пенсионеров.
- За 2012 год специалистами компании обработано более 200 тысяч сообщений клиентов о фактах, связанных с действиями мошенников. На мошеннические действия от абонентов Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон» поступило около 11 тысяч жалоб. Жертвам мошенничества Дальневосточным филиалом было возвращено 500 тыс. руб.
В 70 % случаев оператор выявил пострадавших до обращения клиента. При этом реальное количество пострадавших людей больше, ведь далеко не каждый замечает махинации. Еще меньше абонентов, к сожалению, обращается за помощью к нам, считая потерянные суммы несущественными, - сообщил Е. Лапин.
Мошенники – это изобретательные, настойчивые и подготовленные люди. Применяемые ими схемы обмана строятся на умелом использовании психологии поведения людей в различных ситуациях: неясности полученного сообщения, необходимости личной реакции на происходящее и т.д.
Представители сотового оператора продемонстрировали собравшимся на круглом столе слайды, на которых рассказывается об основных мошеннических схемах, в которые телефонные аферисты втягивают владельцев мобильных телефонов. А также раздали памятки «Как не стать жертвой мошенников».
Главное, что почерпнули представители социальных служб, районо, пенсионного фонда в ходе общения за круглым столом, это то, что бдительность, осторожность и максимальное внимание уберегут от посягательства телефонных мошенников.
Топ-3 мошеннических схем На 1 месте - SMS-сообщения о различных видах выигрышей (автомобиль, ноутбук, телефон) с просьбой перезвонить или перевести деньги для оплаты налога и т. д. абонентам, живущим в других регионах, или пользующимся услугами других операторов связи.
На сегодняшний день 90% обращений абонентов составляют жалобы именно на SMS-сообщения о различных видах выигрышей. 2 место занимают мошеннические действия со стороны контент-провайдеров, предоставляющих платные информационно-развлекательные услуги: предложения об отправке SMS-сообщения с цифровым или буквенным кодом на короткие сервисные номера, не всегда или некорректно информирующие о стоимости услуги. 3 место - SMS-сообщения от якобы родственников или друзей, попавших в затруднительную ситуацию («Мама, пополни счет абонента..., позже все объясню, мне не звони») и т. д.
В случаях, когда мошенничество связано с отправкой СМС на некий номер, стоимость ущерба составляет несколько сотен рублей за одно отправленное СМС. При «разводах» в стиле «Мама, я попал в ситуацию… срочно нужны деньги…» сумма ущерба может достигать нескольких тысяч рублей. «Новинка» от мошенников: абоненту приходит сообщение якобы от одного из крупнейших банков страны о том, что его банковская карта заблокирована, и для разблокировки требуется позвонить по определенному номеру.
Юлия Балесная.
Фото автора.
На снимке: Евгений Лапиков приводит примеры схем телефонного мошенничества.