Правила счастливой жизни Яркой, эмоциональной, неравнодушной - именно такой я впервые увидела учителя математики, завуча по учебно-воспитательной работе филиала Жариковской школы в селе Барабаш-Левада Елену Борисовну Фабульян. Первое впечатление попало в десятку. В кругу коллег-педагогов мою героиню знают как открытую, интересную, неординарную личность. Ее необычайное жизнелюбие, неиссякаемый оптимизм, вера в добро заряжают окружающих. Общение с ней мне подарило особое весеннее настроение.
- Елена Борисовна, в сфере образования Пограничного района вы работаете тридцать шесть лет. Из них тридцать четыре года преподаете математику - царицу наук - в одной из самых отдаленных школ Приграничья. В жизни вы так же постоянны, как в работе?
- Я творческий человек и иногда сама удивляюсь своему непостоянству (смеется моя собеседница). А если серьезно, я никогда не изменяла своим жизненным принципам. Живу так, как подсказывает мне сердце, которое редко ошибается.
Родилась я во Владивостоке, в Пограничный район приехала, когда мне исполнилось пять лет. К этому городу у меня особая любовь. При первой возможности стараюсь выехать в краевой центр, где у меня живут близкие и родные. Там посещаю театры, художественные выставки, эстрадные концерты, хожу в краеведческий музей. Но сердце мое живет здесь - в Пограничном районе. Маленькое таежное село Барабаш-Левада в моей душе занимает особое место. Здесь все особенное и родное: люди, природа, отношения. В родном селе даже дышится легче - полной грудью. - Елена Борисовна, в Барабаш-Леваде живет несколько поколений ваших учеников. Некоторые из них уже приводят к вам на занятия своих детей.
- Мои ученики - это мое главное богатство. Ведь чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Без моих учеников я бы не состоялась в профессии. Дело в том, что мы учимся у тех, кого учим. Я представительница семейной династии учителей. В моей семье по материнской и отцовской линии одиннадцать педагогов. Моя мама - Лидия Калиновна Воронина всю жизнь проработала в школе. Будучи ученицей четвертого класса, я помогала ей проверять школьные тетради, вечерами при свете ночника аккуратно исправляла ошибки в тетрадках своих сверстников. Именно тогда твердо для себя решила - стану учителем. После окончания Пограничной средней школы поступила во Владивостокское педучилище. - Первые уроки оставляют самые яркие воспоминания в памяти каждого учителя. Какие чувства и эмоции переполняли вас, когда вы первый раз зашли в класс?
- Первый урок, конечно, помню... Это был май 1975 года. На улице все цвело и благоухало, жизнь била ключом, а у меня было первое профессиональное испытание. Ни о чем не думала, кроме своих учеников. ç ç ç СТР. 1
В голове у меня были одни задачи и примеры. Я вела урок математики в одном из начальных классов базовой школы педучилища во Владивостоке. В тот момент волнения и эмоции накрыли меня с головой, но как только прозвенел звонок и я закрыла дверь классной комнаты, все переживания словно улетучились. Урок прошел успешно. С тех пор в своей работе я использую одно золотое правило: все эмоции и переживания оставляю за порогом класса. На работу я всегда иду с хорошим настроением. - Получив диплом Владивостокского педучилища, вы поехали преподавать в Пограничный район в село Рубиновка. Наверное, после шумной городской жизни вам, молодой девчонке, не хотелось ехать в сельскую глубинку?
- Меня никто и не спрашивал. В село я поехала по распределению. И ни разу ни о чем не пожалела. Сразу после педучилища меня, восемнадцатилетнюю девчонку, назначили заведующей школой. Кроме учебного процесса, я занималась решением всех хозяйственных вопросов. В моем классе за партами сидело всего пять человек. Среди них были дети из неблагополучных семей, обделенные родительской любовью и вниманием. Я до сих пор помню их глаза. После уроков я забирала этих ребятишек к себе домой. На какое-то время мои маленькие ученики стали для меня семьей. Это был мой первый незабываемый профессиональный и жизненный опыт, который пригодился мне в жизни.
В Рубиновской школе я проработала ровно год. После ее закрытия меня перевели в среднюю школу села Жариково. В 1978 году переехала в Барабаш-Леваду. Я с ностальгией вспоминаю мои первые годы работы в сфере образования. У меня были хорошие учителя, которые раскрыли мне секреты педагогического мастерства. Я благодарна Ларисе Станиславовне Басюк. Это строгий, требовательный педагог, который многому меня научил. Много добрых слов хочется сказать в адрес Любови Гавриловны Резяповой, Любови Матвеевны Федорченко, Тамары Борисовны Татариновой и многих других учителей, которые по жизни шли со мной рядом. Я ощущала их поддержку, когда была директором нашей школы. В течение десяти лет я руководила коллективом, занималась административной работой. Школа была для меня не вторым, а скорее первым домом. Вставала и ложилась с мыслями о школьных проблемах и заботах. Я человек неравнодушный, очень открытый. Резко реагирую на любую несправедливость. Признаюсь, что порой бываю излишне эмоциональна. Но у меня всегда есть свое собственное мнение, которое, невзирая на чины и должности, я смело озвучиваю, глядя человеку в глаза. И порой после такого взрыва эмоций результат наступает мгновенно. Не люблю лукавства, считаю, что в работе с детьми оно просто недопустимо. В разные годы в административной работе мне помогали заведующие отделом народного образования: Станислав Валентинович Корляков, Галина Николаевна Коваленко, Наталья Васильевна Тихонова. Со всеми я постаралась сохранить добрые человеческие отношения.
Когда я начинала работать, в нашей школе обучалось шестьдесят четыре ученика: по семь человек в каждом классе. Для сравнения - в этом учебном году у нас тридцать школьников, в каждом классе от одного до пяти человек. Можно с уверенностью сказать, что сегодня у нас в Барабаш-Леваде индивидуальное обучение, главный плюс которого - отсутствие двоечников и качественная подготовка к сдаче Государственной итоговой аттестации. Я с гордостью могу сказать, что в нашей школе в одной из первых был установлен беспроводной спутниковый Интернет. Это хорошее подспорье и для педагогов, и для учеников. Ведь задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать информацию и пользоваться ей. - Елена Борисовна, вы мать четверых детей. Как вам удается все успевать и при этом всегда замечательно выглядеть: быть стильной, ухоженной, красивой женщиной?
- Спасибо за комплимент (слегка смущается моя героиня). Поверьте, все, что я делаю в жизни, я делаю для своих детей. У меня четверо замечательных сыновей: Максим, Олег, Кирилл и Илья. Женщина, за плечами у которой такая крепкая, можно сказать, «железобетонная» стена, просто не имеет права роптать на судьбу. Она обязана быть счастливой и успешной. Мои сыновья и четверо внуков - главный стимул жить, работать и выглядеть всегда молодой и красивой. Хотя молодость и красота – это понятия относительные. Важнее внутреннее содержание человека, которое требует постоянной работы над собой. Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Уже ради этого стоит работать в школе. Я надеюсь, что нашу учительскую династию продолжит мой третий сын Кирилл. В нем я вижу себя в молодости. Он очень творческий, креативный молодой человек, который любит школу и работу с детьми. Его уроки настоящие театрализованные представления. Несмотря на мой большой педагогический опыт, я часто обращаюсь к нему за советом. Кирилл окончил ДВФУ с красным дипломом. Он по специальности педагог-психолог, сейчас получает второе высшее образование. Не хочется забегать вперед, но если все сложится, он планирует работать по профессии. - А как же женское счастье?
- И с этим у меня все в порядке. За плечами у меня три брака. И я это не скрываю. Я искренне благодарна своим бывшим мужьям за приобретенный жизненный опыт. И в первый, и во второй раз я была по-своему счастлива. За спиной были разговоры и пересуды, но на это я не обращала никакого внимания. Для меня важно быть, а не казаться счастливой. По-настоящему почувствовала себя любимой и любящей с моим третьим мужем Андреем Эдуардовичем. Вместе мы уже двадцать восемь лет. Чувствуем и понимаем друг друга с полувздоха. Он поддерживает меня во всех моих начинаниях.
Я никогда не сижу без дела. У меня много интересных увлечений для души. Например, много читаю. Люблю классику и современных авторов. Один из любимых - Борис Акунин, перечитала все его книги.
Особая страсть у меня к рукоделию. Более семидесяти процентов моего гардероба - это вещи, изготовленные собственными руками. Я слежу за модой, к каждому сезону вяжу новые вещи, научила вязать всех своих коллег-педагогов. Лучшие свои работы я представляла на авторской выставке. Для творческого человека очень важно быть в постоянном поиске, стремиться к совершенству.