Настоящий полковник Сергей Николаевич Баула живет в поселке Пограничном недавно, но уже успел поучаствовать в районном мероприятии, посвященном Дню памяти воинов-интернационалистов. По его словам, именно на таких мероприятиях, куда в качестве гостей приглашают ветеранов, участников боевых действий, пенсионеров вооруженных сил, можно говорить молодому поколению о патриотизме, о чести и долге перед Родиной. Для него - офицера, прошедшего горнило войны в Афганистане, выполнявшего интернациональный долг в Эфиопии, стоявшего на страже авиационной безопасности Советского Союза, затем Республики Беларусь, слова о долге перед Отчизной, офицерская честь значат очень много. Он из того поколения советских людей, которые выполняли приказы по велению сердца.
Справка «ВП»
Сергей Николаевич Баула родился в поселке Пограничном. Окончил среднюю школу № 1, его первой учительницей была Людмила Демьяновна Кожемякина. С отличием окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Прохождение офицерской службы начал с должности летчика-штурмана вертолета МИ-8. Завершил военную карьеру в звании полковника, командира 65-й транспортно-боевой вертолетной базы (гарнизон Кобрин, Республика Беларусь).
БЛИЖЕ К НЕБУ
В подростковом возрасте школьный товарищ Сергея, у которого родители работали на севере, рассказывал о суровом крае, где вертолеты служат единственным средством передвижения и являются связующей ниточкой, соединяющей заснеженные просторы с большой землей. С этих рассказов у Сергея Николаевича появилось желание узнать, как же там – в небе, откуда земля кажется крошечной, а ты, сидя у штурвала, подчиняешь себе огромную машину и, самое главное, можешь быть нужным людям. Окончив школу, он пробовал поступить в военное училище в Приморье, но не прошел военно-врачебную комиссию. После чего уехал в Саратов к родным. Они предложили испытать судьбу еще раз. И Сергей Баула стал курсантом Саратовского высшего военного авиационного училища. Юношеская мечта исполнилась - он стал ближе к небу.
В училище он впервые поднялся в небо, где ощутил всю мощь вертолета МИ-1.
- Вы помните свое первое знакомство с небом? Что испытывали тогда?
- Все помню, но каких-либо возвышенных ощущений не было. Летчик начинает чувствовать машину после многих и многих часов, проведенных за штурвалом. По настоящему профессионалом я ощутил себя в Афганистане. Каждая мышца тела выполняла необходимое движение, заставляя подчиняться боевую машину.
СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ
После окончания училища С. Н. Баула был направлен в старейшую вертолетную часть Белоруссии – 65-ю транспортно-боевую вертолетную базу, которая дислоцировалась в городе Кобрин Брестской области. Тут он прошел все этапы становления офицера: начинал лейтенантом летчиком-штурманом, затем стал командиром вертолета, заместителем командира эскадрильи вертолетов, командиром эскадрильи. В 1998 году был назначен командиром 65-й транспортно-боевой вертолетной базы гарнизона Кобрин, получил звание полковника.
В 1983 -1984 годах Сергей Николаевич Баула выполнял интернациональный долг в Афганистане. Он был командиром группы ведущей пары вертолета МИ-8 в составе отдельного смешанного авиационного полка, расположенного в Кабуле. Вместе с экипажем им приходилось принимать участие в боевых операциях, осуществлять огневую поддержку советских войск, уничтожать бронетехнику и огневые точки противника, вывозить раненых.
- Летать приходилось по четырнадцать часов в сутки. Это при том, что экипаж находится в полной боевой готовности, экипирован в парашютное снаряжение и бронежилет, - тяжело было, - вспоминает С. Н. Баула. - Зато в таких условиях люди сразу показывают свою цену. Были и такие, кто выдумывал болезни, лишь бы оказаться в госпитале подальше от боевых действий. Но мне повезло. В Афганистане рядом со мной были настоящие офицеры, мужчины, готовые подставить в трудную минуту плечо.
Экипаж Ми-8 с захваченными трофеями и боеприпасами.
Третий слева - Сергей Баула. Афганистан, Кабул, 1983 г.
Один из моментов службы в Афганистане еще раз подтверждает, что в условиях военных действий малейший промах, оплошность стоит жизни тебе и твоим товарищам.
«В Афганистане гористый ландшафт. Вертолетам сложно найти хорошую площадку для приземления. Хорошо помню спасательную операцию, когда пришлось с высокого хребта Анава эвакуировать два экипажа со сбитого самолета, - рассказывает Сергей Николаевич. - Чтобы вертолет смог подольше зависнуть над хребтом, нам пришлось слить часть топлива, сбросить снаряжение. Это позволило вертолету дать предельную мощность и удлинить время для того, чтобы экипаж сбитой машины мог подняться на борт».
В ходе войны в Афганистане за участие Панджшерской и Кабульской операциях С.Н. Баула получил два ордена Красной Звезды.
- В Кабульской операции – за двадцать дней до возвращения домой, погиб экипаж вертолета, среди которых были мои друзья, - вспоминает С. Н. Баула. - 25 вертолетов поднялись в афганское небо, чтобы высадить десантников юго-западнее Кабула. В момент высадки попали под сильный обстрел противника. На базу не вернулись 4 десантника и экипаж вертолета.
Еще одно иностранное государство, где пришлось служить С. Н. Баула – республика Эфиопия. В 1985 году тут была сильнейшая засуха, и Советский Союз помогал этой стране. Вместе с другими военными Сергей Николаевич на вертолетах, выкрашенных в белый миротворческий цвет, доставлял продовольствие, лекарства, питьевую воду. Нашим солдатам и офицерам приходилось истощенных от голода, измученных жаждой людей переправлять в более благоприятные районы республики. Позже они принимали участие в подавлении повстанцев, противников социалистического строя.
Три года С. Н. Баула являлся заместителем командира эскадрильи вертолетов МИ-8 68-го отдельного вертолетного полка ВВС, дислоцировавшегося в Монголии. После этого был слушателем командного факультета Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина.
ПОД КУПОЛОМ ПАРАШЮТА
По меркам гражданского человека вся жизнь Сергея Николаевича связана с риском: участие в боевых действиях, когда, отправляясь на задание, неизвестно – вернешься живым или нет. Да и с машиной в воздухе может приключиться всякое. Но ему и этого мало. Одно из его любимых занятий - прыжки с парашютом. Их за плечами С. Н. Баула более 160.
- Первые раз пять – шесть, когда шагаешь в облака – ничего не испытываешь. Затем появляется страх, из-за него сложно пересилить себя перешагнуть порог вертолета. Но это проходит. Сейчас при прыжке испытываю эйфорию от полета, от пейзажа, который виднеется далеко внизу, - говорит Сергей Николаевич.
К полету под куполом парашюта отец пристрастил младшего сына. Он еще школьником, в тайне от мамы, прыгнул с парашютом. Сейчас регулярно покоряет небо.
ЖИЗНЬ НА ГРАЖДАНКЕ
В 2002 году 65-я транспортно-боевая вертолетная база отпраздновала 40-летний юбилей. Спустя два года база прекратила свое существование. С. Н. Баула был последним ее командиром. Сегодня Сергей Николаевич офицер запаса. Его традиции продолжают сыновья. Старший – майор военно-воздушных сил и войск ПВО республики Беларусь, младший – охраняет границу, пограничник. Отец гордится, что дети продолжают его дело, стали офицерами, для которых долг, честь не пустые слова!
Юлия Балесная.