Дайте слово депутату! Когда на пороге редакционного кабинета появляется Михаил Губарь, знаю, предстоит интересный, может быть даже острый разговор. У депутата Думы Пограничного района Губаря сложился имидж беспокойного и энергичного человека, который не ищет легких путей, старается отстаивать свою точку зрения на всех уровнях. Так и сейчас, визит в редакцию вылился в интервью. С высказанными мнениями можно не соглашаться, но равнодушными к поднятой теме, уверена, останутся немногие из читателей.
- Михаил Васильевич, выбрав спорную тактику игнорирования заседаний Думы, вы в прошлом году несколько месяцев не появлялись на заседаниях.
- Я бы не пришел и в редакцию, но уже не могу молчать. По-моему, ситуация в районе с экономикой и развитием складывается очень нехорошая – и я не вижу никакой перспективы улучшения жизни. - Что вас заставляет так думать?
- Помню, весной 2011 года, после выборов, на заседании Думы депутаты были воодушевлены – казалось, что новый глава полон энергии и решимости направлять жизнь в районе к лучшему. Депутаты тогда решили во всем помогать ему, не мешать, дать время, чтобы набрался опыта.
И вот прошло почти два года, но результат у района, считаю, не тот, что ожидали избиратели. Глава набрал новую команду. Из администрации пришлось уйти настоящим профессионалам в своем деле, таким как Е. Кислицына, И. Мелихов и другие, о чем можно только сильно сожалеть. Становится неуютно в районе. Все мы здесь живем, работаем, здесь наши дети, внуки. И все прекрасно видят, что происходит со школами, садиками, спортом, производством, сельским хозяйством. А нам в средствах массовой информации говорят, что район развивается. Кого обманывают?
Открыли 12 магазинов за год – замечательно. Но китайские овощи и вещи у нас дороже, чем во Владивостоке, в Москве китайские помидоры и яблоки дешевле, чем в Пограничном. Почему? Предприниматели-магазинщики не должны ставиться в основу экономики района. А сегодня им столько внимания, как будто только они одни и улучшат нашу жизнь. - В чем, как вы считаете, сделаны ошибки?
- Считаю громадной ошибкой реорганизацию школ, в результате которой закрылось четыре школы. Уже в крае, в Москве признали, что так нельзя обходиться с малокомплектными школами: есть школа – живет село. Давая предвыборные обещания, И. Червинец высказывался за сохранение школ, но, встав во главе района, принял другое решение.
В чем должен быть смысл реформ? Чтобы конечный результат был на пользу, чтобы жизнь людей становилась лучше. Но зачем нам эти изменения, если ломаются судьбы, семьям становится хуже, людям приходится искать работу, уезжать из района, умирают села. Что для нас важнее - люди или деньги?
Депутатам на Думе сообщили о принятом решении реорганизовать школы, пояснив, что «край давит», что это правильное и финансово выгодное для нас решение, обещали, что всех учителей устроят на работу. Все оказалось не так. И сейчас, когда жители Бойкого выступают в газете, чтобы вновь открыть начальную школу, я их прекрасно понимаю. Точнее, понимаю, что в этом селе школу не нужно было закрывать. Кто должен был посчитать плюсы и минусы, учесть перспективы развивающегося села, отстоять перед краевыми властями свое решение? Было ли это сделано? Сомневаюсь.
За последние два года с народным образованием столько наэкспериментировали, что это долго нам еще будет аукаться.
Нам постоянно говорят, что нет денег. Не стоит надеяться, что деньги сами посыплются в казну, уповать на то, что вернется в район погранотряд. Думаю, не вернется – где будут работать жены пограничников, куда будут ходить дети, если у нас огромные очереди в детсад?
Опыт подсказывает, что, помимо НДФЛ, бюджет пополняют деньги за счет аренды и продажи имущества, аренды и продажи земли. Депутаты решили льготу по земле на территории ПТЭКа отменить - для наполняемости бюджета. Еще один шаг был сделан в отношении другой территории в районе МАПП «Пограничный» - земли до перехода.
Была создана совместная комиссия, куда вошли представители администрации и депутаты. В договоре аренды было указано, что определенная ставка аренды земли дается на период строительства объектов и инфраструктуры. Однако мы увидели, что арендатор отдал земли в субаренду, и сейчас там стоят и дают хозяевам доход магазин, склад, стоянка и прочее. То есть денег должно быть больше. Комиссия в апреле 2011 года это установила, и этот факт - что имеет место быть нецелевое использование земли - был озвучен замом главы района Л. Гутниковой на октябрьском заседании Думы уже в 2012 году. Но почему администрации понадобилось целых полтора года, чтобы разобраться в этом вопросе?
Считаю, что районный бюджет недобирал только за счет этого около трех миллионов рублей в год. Согласитесь, сумма для района немаленькая. - Тогда резонно задать вопрос – а что вы, как депутат, сделали за это время?
- Весной 2012 года узнал, что появилось новшество в законодательстве насчет имущества. Предложил внести изменения в положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества, прописав в нем обязанность арендатора страховать объект аренды. В случае ЧП - пожара, затопления или другой беды, когда потребуется ремонт помещения, средства на него не надо будет изыскивать в районном бюджете.
Города, районы срочно принимали местные законодательные акты о том, чтобы в договора аренды помещений, зданий вносились изменения, дополнения об обязательном страховании. Стоимость страховки невелика для арендатора – полторы-две тысячи в год, но случись беда, помещение застраховано. Вот это, понимаю, государственный подход. По-хорошему администрация района, ее специалисты по имуществу должны выходить на Думу с документами, чтобы депутаты изучили и приняли решение. Но так не произошло. Я вышел на Думу с этим предложением, но, считаю, из-за того, что администрация не поддержала его и не убедила депутатов, они проголосовали против. - В последнее время депутаты активно поднимают вопрос об участии района в краевых, федеральных программах.
- В крае в 2012 году действовало 44 программы, район участвовал лишь в нескольких из них. Считаю, что ничего не меняется и в 2013 году. Считаю, что сейчас нужно обратить особое внимание, первое, - на детей, на дошкольное образование, второе, тоже на детей, на развитие спорта.
Если посмотреть инвестиционную программу Приморского края на 2013-17 годы, то можно увидеть, что выделяются миллионы на разные программы по различным видам деятельности от здравоохранения, строительства, социальной защиты до сельского хозяйства. Многие программы реализуются на условиях софинансирования, но почему другие районы могут участвовать в программах при еще меньшем наполнении бюджета, а наш район нет? Как умудряются главы других районов эти вопросы решать?
Не участвует район в программах по расселению людей из ветхого и аварийного жилья. К примеру, несколько месяцев назад я обращался к главе, председателю Думы Пограничного района с вопросом о судьбе дома № 62 по ул. Ленина, в народе называемого «Титаником». Здание принадлежит району, в нем до сих пор прописаны 8 человек. Это здание в центре поселка нужно либо ремонтировать, либо на его месте строить новый дом. К сожалению, опять не видно государственного подхода к решению проблемы со стороны районной власти. Между тем поселенческие власти отреагировали на мой запрос быстро, и предложили приемлемый вариант.
Сейчас я, как депутат, занимаюсь и проблемой других бараков: по Пограничной, 17, Пограничной, 19, Пограничной, 21, Пограничной, 23, Ленина, 12. Эти здания также принадлежат району. Но ведь это не дело, когда депутат занимается этими вопросами, в то время как в первую очередь должны проявлять государственный подход сотрудники районной администрации! - Ваше мнение о бюджете на текущий год, который был принят на декабрьском заседании Думы?
- Это бюджет выживания, бездефицитный, но несбалансированный. В нем не заложены средства на ремонт школ и детсадов, на повышение зарплаты воспитателям садиков. Обещание администрации корректировать бюджет по ходу года звучит неубедительно.
Наш район вошел в число шести высокодотационных районов Приморья, отказавшись от действовавшей ранее схемы пополнять бюджет за счет собственных средств. И это наш район, который всегда считался перспективным! Это значит, что мы добровольно приняли звание «попрошаек»…Считаю, что это тупиковый путь, он не дает перспективы, да и не подстегивает власть работать над пополнением бюджета, развивать инфраструктуру, создавать рабочие места.
Нам в районе надо перестать делать вид, что все идет по плану, и решать проблемы, а не загонять их в угол. - Михаил Васильевич, за принятие такого бюджета проголосовали ваши коллеги. А ведь это люди здравомыслящие, патриоты района.
- Часть депутатов разделяет мое мнение. Хорошо, что образовался круг депутатов, которые читают документы, анализируют то, что предлагает администрация, не боятся задавать вопросы, доказывают свою позицию. Есть и такие, кто слова не проронит за все заседание и голосует как исполнительной власти угодно…
А ведь нельзя равнодушно принимать то, что происходит. Я так не могу. - Какие вопросы еще вас волнуют?
- Впервые у нас за много лет строительная организация на условиях софинансирования с краем готова взяться за строительство многоквартирных домов в Пограничном. Есть проект, есть деньги, есть земли, но они, как правило, отдаются частным лицам под частное строительство. А где государственный подход?
Запланировали, что построим спорткомплекс на условиях софинансирования, вдруг опять какие-то проблемы, которые долго не решаются. И опять теряем не один год.
Также нет информации о том, что происходит с Фондом развития Пограничного района? И почему в здании по Ленина, 77, где раньше было районное общество инвалидов, сидит кто угодно, но нет зубного кабинета с льготами для этой незащищенной категории населения?
Есть еще вопросы. К примеру, у нас есть муниципальные предприятия, из них только одно – рынок – приносит небольшую прибыль, у района есть акции энергетических предприятий, которые всегда и везде прибыльны, но у нас они не дают дохода в казну района.
В администрации сокращен внешнеэкономический отдел, неужели это политика района? Весной 2012 года делегация предпринимателей из нашего района съездила в Суйфэньхэ, рассказали о планах, сейчас прошел почти год, а где дальнейшие действия, где экономические результаты?
Экономический проект – оптовая торговля с г. Суйфэньхэ (на бывшей нефтебазе, где имеются все условия) - остановлен нынешней администрацией. А контракт с китайскими партнерами уже был подписан на 600 миллионов рублей, и основная часть прибыли от реализации этого проекта шла бы в бюджет района. Но отдали бывшую нефтебазу кому-то. Тоже, считаю, странный, совсем не государственный подход.
И таких вопросов без ответов десятки…
Считаю, что можно сколько угодно ссылаться на недостатки руководства прошлых лет, но когда-то надо отвечать за собственные дела или бездействие, не приписывая себе чужие заслуги. Получается, что вопросы накапливаются, а ответов нет. И пока проблемы только усугубляются…