Твой главный долг - быть человеком Это о таких чиновниках, как Константин Иванович Жевлаков, сказал поэт. 16 января он отметил свой 60-й год рождения. Константин Иванович - заместитель главы - руководитель аппарата администрации Пограничного муниципального района.
- Константин Иванович, обычно в такой знаменательный юбилей виновнику торжества задают привычные вопросы о работе, о достижениях, с которыми пришел ко дню сегодняшнему. Мне бы хотелось через наш разговор познакомить вас с земляками как с личностью, с вашими суждениями о таких простых, но стержневых понятиях, как смысл жизни, порядочность, мужская дружба, ответственность.
- В моей трудовой книжке есть пометка, что за более чем 40 лет рабочего стажа мне пришлось и в газете несколько лет потрудиться, поэтому законы жанра знаю, в них журналист - хозяин. Раз в таком ключе пойдет разговор, то прошу сразу отметить, что чиновником я не всегда был… - Непременно отмечу, даже назову вашу первую должность: «подменный дояр» молочно-товарной фермы Пограничной птицефабрики, дата записи – ноябрь 1969 года. Приказ подписал директор Анатолий Николаевич Добрыдин. А «чиновник» - это ведь не должность, это состояние души, с которым человек несет свою, в общем-то, нелегкую ношу руководителя. Люди, которые просили о вас написать, те, кто хорошо знают вас, общался, шел по жизни, видят в вас не чинушу, а чиновника в положительном значении слова.
- Я жил, как жилось. Человек ведь не задает себе вопросы каждый день «а как я живу?» Когда уже что-то свершилось, поздно об этом спрашивать, надо просто жить всегда по человеческим законам и морали, по совести. Тогда тверже на земле стоишь, увереннее себя в отношении с людьми чувствуешь, лучше их понимаешь. - Откуда пошло такое отношение к жизни? Ваши родители ведь были простые крестьяне, не от хорошей доли ехали месяц в переселенческом товарняке с Запада на край Востока, здесь в колхозе работали от зари до зари.
- От них и пошло. Родители привезли нас, семерых детей, а я самый младший, в Пограничный из деревни Волна Орловской области весной 1957 года, сначала всех расселили в бараки подсобного хозяйства колхоза имени Сталина, к осени все семьи, среди них Дуленцовы, Крюковы, Осадчие, переехали в новые дома на новые улицы Ломоносова и Колхозная. Много переселенцев было из Брянской области, хутор так и стали называть Брянским. Детей на хуторе было не счесть, взрослые почти все пошли работать в колхоз, дети хозяйничали в доме.
Помню, как всей улицей высаживали при дорогах черемуху, тополя, ильм, как взрослые с детьми играли в лапту и городки, как на праздники выносились на улицы столы, сносилась снедь, играли гармони, песням не было конца. Очень бедно жили, но ощущение беспечного детского счастья осталось до сих пор.
При всей бедности и безграмотности родителей мы никогда не были обделены их вниманием, лаской и участием в возникающих проблемах. Они были мудрые люди. Мама - из многодетной, в двенадцать детей, семьи, отец детдомовец.
В доме часто говорили о прошедшей войне, о трех дядьях, пропавших без вести, о четвертом дядьке, вернувшемся с фронта инвалидом, слушали рассказы тети Марии, фронтовички, рассматривали ее боевые награды. Вообще, все три тетушки, которые жили рядом, Зина, Мария и Ольга, были боевыми женщинами. Ольга Андреевна на целине комбайнером была, здесь в колхозе трактористкой работала, все трое на гармошке, балалайке так играли, что вся улица в пляс пускалась. Ну, и, конечно, очень много работали, хозяйство держали, огороды садили. Не праздными росли, а совестливыми. И стержнем всему были родители, они как-то могли сплачивать нас, воспитать чувство родного локтя, стоять друг за друга, помогать друг другу. Они никогда не запрещали нам приводить друзей, дети со всей улицы толклись у нас. Вот в такой атмосфере и росли, улицей, родителями, родней воспитывались. - Такие теплые и добрые у вас воспоминания о детстве, юности, а ведь среднюю школу вы не по своей воле не закончили, хотя учились хорошо.
- Как раз по своей воле, сам решение принял после восьмилетки пойти работать, родителей пожалел, ведь немолодые уже были, сколько можно было им тянуться на нас. Но я твердо им пообещал, что высшее образование и специальность получу. После года работы на ферме пригласил меня к себе Анатолий Николаевич и вручил направление в Загорский сельскохозяйственный техникум, в Подмосковье, к направлению – проезд на дорогу, добрые наставления. Жил в общежитии, на повышенную стипендию в 23 рубля, сестры помогали, как могли. Конечно, я вернулся на птицефабрику, директором тогда уже был Анатолий Васильевич Роженко, он меня, молодого специалиста, сразу в бой бросил, дал должность бригадира большой молочнотоварной фермы. Вот это была настоящая проверка на прочность! Такие практически уроки работы с людьми получил, что на всю жизнь пригодились. - Вами гордились тогда в коллективе, показатели на ферме были хорошие, с почетом в армию проводили, с радостью встретили, работа ладилась, но вы ее оставили, согласились на предложение перейти на комсомольскую работу, потом была должность заместителя председателя поссовета, секретаря парткома совхоза «Соколовский», инструктора комитета народного контроля, завотделом райкома партии… Знакомая обойма должностей.
- Партия сказала - надо, комсомол ответил – есть. Не такой уж и плохой лозунг был тогда. Главное в нем – преемственность дел, практическая подготовка кадров. Комсомольская организация птицефабрики рекомендовала меня на работу в райком комсомола. Тогда комсомол был на подъеме: организовывались молодежные бригады, велись молодежные стройки, комсомол шефствовал над школами, проводил «Зарницы», турслеты, активно развивал спорт. Не менее насыщенной была потом работа в партийных органах.
Мне было легко и интересно работать, потому что я испытал и знал изнутри производственную жизнь, знал хорошо район. После партии в конце 80-х, начале 90-х годов, я работал главным зоотехником совхоза «Нестеровский». Это уже были не лучшие годы для сельского хозяйства, но люди оставались те же, у них было чему поучиться. - Думаю, что четыре года работы начальником участка на водоводе в провальные реформенные годы были не легче. Помню бесконечные порывы сетей, перерытые дороги и вас, склоненного над парящей ямой в трескучий январский мороз. Рабочие чертыхаются, экскаватор грунт не берет…
- Было и такое. Если перефразировать известную песню, то можно сказать: кто не работал в коммунальной сфере, тот ничего не знает о ней. Мне в чем везло всегда? В том, что в самые трудные переломные моменты жизни на моем пути встречались хорошие руководители, которые вели меня до определенного момента, помогали, советовали, наставляли. Я уже говорил об Анатолии Николаевиче Добрыдине, Анатолии Васильевиче Роженко, были еще Борис Семенович Примаков, главный зоотехник птицефабрики, Роман Иванович Гришук, начальник ПЖКХ, Иван Прокопьевич Сомов, председатель поссовета, Эдуард Николаевич Блинов, с которым я работал в райкоме партии и десять лет был его заместителем в администрации района. И еще десятки людей, которые остаются моими близкими по духу товарищами после совместной работы, с которыми легко общаться, которые дают мне силы, которым я чем могу, помогаю. Может быть, и я своим общением даю им подпитку к жизни. - Смею заверить, еще как подпитываете. А в мужскую дружбу вы верите? Не должностью данную, а простую, человеческую?
- Дружба не терпит давления, особенно одностороннего, иначе она разваливается. С самого детства я дружу с Леонидом Васильевичем Леонтьевым, он простой парень, мужик-работяга, мы понимает друг друга с полуслова. Когда работал в Нестеровке, подружился с соседями, семьей прораба Николая Павловича Шевкуна. Общаемся, дружим с ним, его женой Галиной Ивановной до сих пор. Еще есть несколько близких друзей. Но я никогда не считал должность критерием дружбы и не делил людей по рангам.
Самое ценное, что есть в жизни для меня, это семья, дети, внуки, родные и еще – общение с людьми. Работа, профессиональная обязанность, безусловно, важны, но это другой ряд ценностей. - С 1997 года, с небольшим перерывом, вы работаете в разных должностях в администрации Пограничного муниципального района, почти восемь лет – заместитель главы администрации - руководитель ее аппарата. Можно, я сама, насколько знаю, охарактеризую вас в этой должности? Вы обязательный, аккуратный, принципиальный, грамотный, требовательный, инициативный, порядочный человек, любящий свое дело и уважающий людей.
- Такие похвалы можно выдержать только в юбилейный день. Я работаю с большим потоком бумаг, за ними порой не видно людей. Но такая у меня должность - через документооборот выстраивать систему взаимодействия структурных подразделений администрации, администраций поселений, контролировать принятие и выполнение нормативно-правовых актов и т.д. От одних специальных терминов несведущему человеку скучно становится. - Даже самый несведущий исподволь понимает, что в этих бумагах, документах – судьбы людей, благополучие территории, ее перспективы. С документами тоже нужно уметь работать, важно, что это сейчас высокопрофессионально делаете вы, учите молодых специалистов осваивать профессию управленцев. Удачи вам в этих делах. Но давайте закончим нашу беседу земным, понятным всем. Так совпало, что у вашей супруги, Анны Алексеевны, 17 января была тоже юбилейная дата – 55 лет. Она работает воспитателем в детском садике «Ручеек», ее очень уважают коллеги, любят родители, обожают дети. Она достойна, чтобы об этом сказать и тоже поздравить ее с юбилеем.
- Спасибо и от меня, и от Анны Алексеевны. Она редкой души, тактичности, женской мудрости и доброты человек, спасибо ей за все. Хочу пожелать ей здоровья, оптимизма, хорошего настроения, этого же желаю своим детям, внукам, братьям, сестрам, их семьям, своим друзьям и, конечно, коллегам по работе. Спасибо, уважаемые, со своей стороны заверяю: что смогу еще сделать, сделаю для своего родного района и его жителей.
Раиса ГЛАПШУН.
Фото автора
и из семейного архива К. И. Жевлакова.