Николай Тодоров: Доверием людей дорожу Сегодня Николаю Александровичу Тодорову, депутату Думы Пограничного района, исполняется 50 лет. «Золотая» дата, возраст зрелости, когда не столько теоретические знания, а накопленный опыт превалирует при принятии любых решений.
Так ли это и есть ли у юбиляра ощущение тяжести возраста? Об этом и многом другом накануне юбилея мы несколько часов проговорили с Николаем. Хотя сразу оговорюсь, что вторая половина вопроса, о тяжести возраста, мне самой кажется некорректной: ну какая тут тяжесть, если перед тобой красивый, молодой, подтянутый, с тонким чувством юмора мужчина. Но так уж веками воспринимается нашим сознанием 50 лет человеческой жизни, что трудно уйти от штампа в вопросе. На мои извинения и комплименты, что ни за что не дашь ему его возраст, Николай Александрович весело рассмеялся и сказал:
- А куда же седину в волосах деть? Я ко всему стал относиться философски, к жизни тоже: годы давят, если исчезают цель, стремления, мечты. С этим у меня все в порядке. Мне интересно жить, ставить задачи, работать на перспективу, чего-то конкретно добиваться. - Мышление соответствует вашему образованию…
- В школе любил точные науки, особенно математику, на экономическом факультете Уссурийского сельхозинститута учился с удовольствием, специальность у меня интересная, востребованная, нужная. Экономист – это ведь не значит экономить, главное назначение моей специальности – управление экономическими процессами, выстраивание стратегии развития, умение видеть перспективы любого управленческого решения. - Вам это удавалось делать на практике? Она у вас, судя по послужному списку, богатая? К тому же, очень рано вам доверяли серьезные должности. В 21 год вы – заместитель директора совхоза «Сергеевский», в 22 с небольшим – председатель Сергеевского сельского Совета народных депутатов, через год и два месяца – главный экономист совхоза «Нестеровский», а в 27 лет уже директор этого совхоза. Прямо рекорды били в районе по карьерному росту в молодом возрасте. Сомнений не было, что потянете такие ноши?
- Работы я не боялся с детства, так родители воспитали, сам никуда не напрашивался, но доверием всегда очень дорожил и старался его оправдывать. Директором совхоза «Нестеровский» меня избрали в 1990 году. В хозяйстве тогда было 850 голов дойного стада, 2,5 тысячи свиней, 800 голов молодняка, 60 человек строителей, автопарк в 40 машин, но стимул к труду у работников был почти нулевой из-за начавшейся «реформенной» чехарды в сельском хозяйстве и в стране в целом. Посидел над расчетами, проанализировал ситуацию, привлек специалистов, и ввели мы тогда так называемый коэффициент «2»: на основе договора со всеми работниками при условии отсутствия нарушений трудовой дисциплины, прогулов, пьянства, хищений в два раза увеличивается оплата труда, дополнительно выдается зерно, сено на каждый заработанный рубль. Были такие, особенно из выпивох, кто отказывался подписывать такой договор, называли меня беспредельщиком, но жены быстро брали их в оборот. Хищения почти прекратились, у механизаторов выходные дни появились, до 12-14 тонн зерна бесплатно получали. Продукцию мы стали вывозить в свободную торговлю, заключать бартерные договора, построили 12 квартир.
В апреле 1994 года меня пригласили на работу в администрацию района на должность заместителя главы по экономическим вопросам. - И дела в совхозе «Нестеровский» пошли на спад…
- Не от того, что я ушел. Перед лавиной «реформ» устоять никто не смог бы. Но я уверен, что при правильных управленческих решениях любую ломку можно провести с минимумом потерь, а со временем найти выход из ямы. Так в любом, самом малом и самом большом деле. На меня, как заместителя главы, была возложена ответственность за организацию открытия пассажирского пункта пропуска на автопереходе. Дело совсем новое, десятки вопросов приходилось решать, вплоть до квартирных проблем пограничников, местах в детских садах. 9 февраля 1996 года пункт заработал. Очень интересными были 3,5 года работы экономистом на железнодорожной станции Гродеково под руководством Игоря Евгеньевича Мельникова. Тогда началась активная компьютеризация работы всех служб дороги, техническое переоснащение, внедрение новых технологий. Многое приходилось переосмысливать, внедрять в практику новые экономические расчеты. - Николай Александрович, мне приходилось с вами и работать, и много общаться, знаю, что вы по натуре человек сильный, боец, причем, боец не громкий, но напористый. Три раза оставались без работы, но ни разу в центр занятости на учет не стали, сами решали свои проблемы. В автокатастрофу попадали, серьезные травмы получили, были сомнения, сможете ли вообще ходить. Врачи старались, но родные и друзья знают, что вы сами заставили себя победить недуг. Про таких говорят: тихой сапой идут к цели, если чувствуют свою правоту – не отступят. Никогда не слышала, чтобы вы повышали голос, стучали кулаком и грозили пальцем, но уважение в районе у вас бесспорное.
- Стучат и грозят, а тем более унижают от бессилья. Мои знания и опыт, о которых я говорю без стеснения, и поддержка людей мне позволяют отстаивать свои принципы и свое видение проблемы. Как депутат Думы района, председатель депутатской комиссии, я буду продолжать отстаивать свою точку зрения, что экономической политики, настроенной на перспективу района, у нас нет до сих пор, стратегии развития нет, что мы не используем возможность участия в самых важных краевых и федеральных программах развития, не работаем над привлечением в район инвестиций. Надо кардинально развернуть сознание на то, что хотя бы мелкими шажками, но идти вперед. Надо самым ответственным образом начать решать проблему детских садов: более четырехсот неустроенных ребятишек – для района слишком серьезно. - Кто-то может упрекнуть вас в том, что предлагать и судить всяк горазд, а вот делать… Кто-то может заподозрить, что, озвучивая такие мысли, вы опять подумываете об участии в выборах, хотя они не скоро?
- Упреки - это не главное. Обидно другое: равнодушие разъедает людей. Я равнодушным никогда не был. Сразу скажу, что никогда больше не буду делать попыток войти в структуру исполнительной власти, ее нынешняя избирательная система не для таких, как я, но слугой народа, депутатом, буду, если мне и дальше будут доверять избиратели. У Думы есть большие полномочия, надо только уметь их применять, этому тоже учиться надо. - Вы немного времени и давно работали в Сергеевке, но который раз именно сергеевцы избирают вас своим представителем в Думу района. Это память так срабатывает? О вас очень по-доброму вспоминают и в Богуславке, где учились в средней школе, в Нестеровке, где работали.
- Я об этом не задумывался, но когда первый раз проводил предвыборную работу в селе, был приятно удивлен, что люди помнят все мелочи из моей трудовой биографии того времени: кому помог, кому правильный совет дал, кого рассудил по совести, где конфликт уладил. Припомнили, что асфальт в школьном дворе в бытность председателем Совета уложил. Вообще, один из главных моих жизненных принципов таков: относись к людям с уважением, дорожи их доверием, старайся понимать каждого. И даже на тех, кто поступил с тобой несправедливо, не держи зла. Жизненный опыт ведь из этого тоже складывается. - Откуда такие принципы взялись?
- Из детства, из родительского дома, из села Садовое, где я родился. Отец постоянно был на работе, а нас трое детей, я старший и две сестры. В селе садика не было, только начальная школа, мама на двух работах трудилась, но так, чтобы днем с нами быть: рано утром на разные работы сходит, а вечером клуб уберет. И у нас, детей, свой участок ответственности был: кому посуду мыть, кому за водой идти, кому за живностью ухаживать. С этим было строго, но и любви родительской было много. - Ваши родители, Александр Николаевич и Лидия Ильинична Тодоровы, действительно, очень уважаемые в районе люди. А своими детьми, семейной жизнью вы довольны?
- Есть такие песенные слова, которые Михаил Боярский посвящает своей жене: «Спасибо за сына и за дочь…». Точно такое же я говорю всегда своей жене. Мне очень в жизни повезло с семьей. С Галиной мы познакомились в институте, живем в любви и согласии 28 лет. Она у меня умница, красавица, замечательный человек, работает в Федеральном казначействе, имеет высокое профессиональное звание. У нас замечательные дети, сын и дочь, оба с медалями окончили школу, с красными дипломами - таможенную академию, успешно работают. Мы любим и гордимся ими, и это, чувствуем, взаимно, потому что дети дорожат нашими семейными традициями: быть вместе на праздники, в дни семейных торжеств, выезжать вместе на природу, летом обязательно – на пасеку, на медосбор.
Если что изменилось во мне в последние годы, так это осознание семейных ценностей. Раньше была работа, работа, работа, ее и теперь не меньше, но очень ценишь сейчас каждую минуту, день, проведенные с детьми, женой, родителями. - Вы являетесь председателем кредитного кооператива «Доверие». У него хорошая репутация в районе и за его пределами, свое название он оправдывает. У вас есть и другой успешный опыт предпринимательской деятельности. Он приносит вам удовлетворение?
- Я занимаюсь электронной коммерцией. Много езжу, встречаюсь с интересными людьми, постоянно учусь, читаю специальную литературу, изучаю опыт экономического развития других стран, регионов. Во многом благодаря этому делу я пересмотрел взгляды на жизнь, стал более уверенным, понял, чтобы чего-то достичь, надо самому развиваться. - Николай Александрович, не знаю, помните вы или нет, но в день вашего 40-летия администрация района, где вы работали заместителем главы, кроме крепкого здоровья и удачи, вам пожелала следующее: в делах и начинаниях успеха, тепла и достатка в семье, в друзьях преданности, искренности и доброжелательности. Если на правах бывшей коллеги и человека, уважающего вас, вашу семью, повторю эти пожелания ровно через десять лет, вы не сочтете это за плагиат?
- Помню эти пожелания, я им старался следовать, ведь это вечные добрые истины, без которых счастливая жизнь не сложится. А я счастливый человек. С открытой душой принимаю эти же слова-пожелания, чтобы жить дальше, работать на пользу людей, района, своей семьи.
Раиса Глапшун.
На снимке: дружная семья Тодоровых.