«Вернуть в село начальную школу» Так называлось письмо старосты с. Бойкое Т. Мажуги, опубликованное в одном из недавних номеров нашей газеты. Под письмом в редакцию стоит более 30 подписей жителей села Бойкое. Напомним нашим читателям, что в нем речь шла о том, что год назад была реорганизована Бойковская школа. Обучение сельских ребят осуществляется в настоящее время в п. Пограничном, а подвоз детей ведется на школьном автобусе. Жители озабочены тем, что школьное задание бывшей Бойковской школы растаскивается, и хотят, чтобы в селе была открыта хотя бы начальная школа в здании детского сада.
На вопросы, поставленные в письме, отвечает глава Пограничного муниципального района И. В. Червинец:
- Реорганизация Бойковской основной общеобразовательной школы была проведена в соответствии с постановлением администрации Пограничного муниципального района № 366 от 1 июня 2011 года. Цель реорганизации – повышение качества образования, снижение неэффективных расходов.
Теперь давайте обратимся к цифрам и фактам, подтверждающим вышесказанное.
Реорганизация школ, реформа школьного образования, переход на новые стандарты образования требуют системного подхода. И одной из этих составляющих является дальнейшая судьба малокомплектных школ в нашем районе. Конечно, подобное малопопулярное решение было продиктовано объективными факторами. В частности, сложившейся демографической ситуацией, слабой наполняемостью классов в селах Бойкое, Духовское, Софье-Алексеевское, отсутствием или недостатком квалифицированных педагогических кадров. А демографическая яма образовалась вследствие того, что перестали существовать совхозы, из сел ушли воинские части, а в результате безработицы начался отток населения из сел района. Совхоз «Бойковский» перестал существовать в 1993 году, в/ч 62519, которую в народе именовали «Высотка», в 1994 году была переведена в п. Пограничный, а в 1997 году – расформирована.
Реорганизацией школ надо было заниматься еще 10 лет назад, но в районе был внебюджетный фонд, что позволяло решать многие проблемы школьного образования. Это с одной стороны, а с другой – только в прошлом году в администрации края прошли три совещания по поводу неэффективных расходов в системе образования, и перед администрацией района была поставлена неотложная в тех временных рамках задача по переходу на рельсы реорганизации в целях оптимизации образовательной системы. И если бы район с 1 сентября 2011 года не провел мероприятия по оптимизации системы образования, то край перестал бы финансировать образовательные учреждения на сумму неэффективных расходов, которая на момент реорганизации составила более 18 млн рублей, что повлекло бы за собой невыплату зарплаты педагогам малокомплектных школ. Ответственность (вплоть до уголовной) за невыплату зарплаты несли бы директора школ и глава района.
В том же Октябрьском районе по реорганизации было закрыто четыре школы – ст. Галенки, п. Липовцы, с. Липовцы, с. Константиновка, но это было сделано в течение пяти лет. В 2011 году в крае перестали существовать 56 школ.
Проектная мощность школьного здания с. Бойкое – 160 учащихся. На момент реорганизации в школе обучалось 44 ученика, что составляло 27,5% фактической наполняемости. Средняя наполняемость классов была 3 человека, на одного педагога приходилось 5,3 ученика при нормативе 14 учеников. Стоимость содержания одного ученика в год составляла 114 988 рублей, что выше среднего показателя по району. Несмотря на то, что все учебные предметы в школе преподавались, многие предметы вели учителя-неспециалисты. Так, учитель математики вел уроки трудового обучения, учитель географии - уроки изобразительного искусства, музыки, черчения, учитель биологии - уроки английского языка, учитель начальных классов - уроки информатики и литературы. Всё это отражалось на качестве образования сельских школьников.
Школа, социум, который окружает ребенка малочисленной школы, не дают возможности сформироваться тем социально-психологическим качествам личности, на основании которых можно прогнозировать успешность жизни, построение профессиональной карьеры.
В результате обучения в большой школе у детей расширяется сфера общения (общие праздники, соревнования, олимпиады, конкурсы). Теперь ребята, получив основное образование в отделении МКОУ «ПСОШ № 1», переходя в большую школу, легче адаптируются к новым условиям обучения.
Расписание в школе составлено с учетом расписания подвоза учащихся. В школе назначен ответственный за подвоз детей, который сопровождает учащихся до школы, а затем до с. Бойкое.
Учащиеся 1-2 классов, обучающиеся по новым государственным образовательным стандартам начального общего образования, во внеурочное время посещают различные кружки («Всезнайка», «Пластилинка» и др.). Учащиеся 5- 9 классов также занимаются в кружках, организованных на базе школы («Ритмика», драматический кружок, кружок бальных танцев). Все учащиеся являются активными участниками классных, общешкольных и районных мероприятий. Для ребят 9 класса расписание построено таким образом, чтобы они имели возможность посещать консультации для подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации.
Отделение № 1 МКОУ «ПСОШ № 1» имеет лучшую по сравнению со школой с. Бойкого комплектацию учебного оборудования (на данный момент в школе имеется компьютерный класс, на уроках используются планшеты IPad - 18 шт.), большой спортивный зал, хорошую базу для перехода на новые государственные образовательные стандарты, уроки в школе ведут квалифицированные педагоги (18,2 % - учителя с высшей квалификационной категорией, 63,6% - с первой квалификационной категорией). В школе имеется действующая система канализации и водопровода.
В отделении № 1 МКОУ «ПСОШ № 1» в настоящее время обучается 15 детей 1-4 классов из с. Бойкое. При сохранении начальной школы число фактических классов было бы 4, а нормативных классов только 1. Расходы на содержание трех классов являются неэффективными. Выделяемых краевых средств на оплату труда работников школ не хватило бы даже на выплату заработной платы учителям, не говоря уже о других категориях работников (административный, обслуживающий персонал).
В связи с переходом на новую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, увеличением тарифов на коммунальные услуги, стоимости ГСМ, на содержание имущества, питание, стоимость содержания одного ребенка в Бойковской школе увеличилась бы примерно до 149 484 рубля в год. Для сравнения, в МКОУ «ПСОШ № 1» содержание одного ребенка в год составляет примерно 35 тыс. руб. Содержание 15 детей в Бойковской школе обошлось бы в 2 242 260 рублей в год. Для сравнения, содержание 15 учащихся начальных классов из с. Бойкое в МКОУ «ПСОШ № 1» обходится в 525 000 рублей в год.
С 2011 года началось обучение по новым государственным образовательным стандартам начального общего образования. В результате чего меняются основные подходы к обучению. Чтобы создать условия для получения качественного образования и для реализации стандарта, необходимы материально-технические, кадровые ресурсы, которых в данный момент в Бойковской школе нет.
В итоге можно сделать вывод, что открытие в с. Бойкое начальной школы в настоящий момент является нецелесообразным.
Записал Анатолий Дарнев.
В тему
В администрации района прошло совещание по теме, затронутой в письме старосты села Бойкое Т. Мажуги.
Глава Пограничного муниципального района И. Червинец на совещании заметил, что наш район явно запоздал с реформой школьного образования, на проведение которой давалось 10 лет. За минувший учебный год в районе значительно улучшились показатели по сдаче ЕГЭ (Пограничный район с последнего, 34 места, переместился на 17 место в крае).
По словам Игоря Валентиновича, действия администрации района по проведению реорганизации признаны законными. Администрация района прилагает усилия и принимает меры, чтобы сохранить здание школы. К сожалению, грабят бывшее школьное здание сами жители села. А всерьез об открытии в с. Бойком начальной школы можно будет говорить лишь только тогда, когда в ней будет обучаться не менее 56 учеников. Пока что демографическая обстановка в селе далека от таких цифр.
Было отмечено, что детский сад в с. Бойком будет продолжать функционировать. В настоящее время его посещают 27 детей, в том числе половина из них – из п. Пограничного. И к этому зданию жителям села надо бережно относиться.
Оптимизация системы школьного образования отнюдь не прихоть администрации района, говорилось на совещании, а объективная необходимость, продиктованная нынешней экономической и социально-демографической обстановкой в Приморском крае и Пограничном районе. Вот только один пример. Если в 2008 году у нас в районе было 312 первоклассников, то в нынешнем году – только 212, так что тенденция к сокращению числа наших школяров налицо.
Также на совещании было отмечено, что при реорганизации учебных заведений сходы жителей сел не проводятся.