Музей - связующее звено поколений Музею истории и краеведения Пограничного района 25 октября исполнится 35 лет. Это солидный возраст и повод для гордости всех жителей Приграничья. В истории музея за этот период, как в зеркале, отражена жизнь всего района.
Здесь регулярно проводятся выставки работ художников, талантливых людей района, организуются мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории России и Пограничного района, экскурсии и музейные занятия для школьников, встречи молодежи с ветеранами и т. д. Постоянные экспозиции знакомят посетителей с историей, культурной жизнью, географическими особенностями, флорой и фауной района. Особый интерес вызывает экспозиция, рассказывающая о Великой Отечественной войне, советско-японской войне 1945 г.
Недавно фонд музея пополнился воспоминаниями сына командующего 5-ой Армии в 1945 г., маршала Советского Союза Николая Ивановича Крылова - Юрия Николаевича. Они позволяют пролить свет на малоизвестные факты войны 1945 г., которая у западных историков получила название «Августовская буря».
Рассказ Юрия Николаевича - об одной из самых загадочных и самых успешных операций, которую Николай Иванович лично сам разработал, подготовил и провёл в 1945 году в войне с Японией, когда был командующим Пятой Армией. Юрий Николаевич сам был непосредственным участником этой операции.
5-й Армии предстояло взять штурмом прекрасно укреплённый рубеж в минимальные сроки, с минимальными потерями выйти в район города Муданьцзян и штурмом овладеть им. Согласно имевшимся данным, через хребет в нескольких местах были пробиты тоннели с хорошими дорогами. Но все тоннели и перевалы были заминированы. Во всех тоннелях имелись артиллерийские точки. Пушки были на рельсах – в случае артобстрела или налёта нашей авиации они откатывались вглубь тоннеля и не могли быть уничтожены. Закончится артподготовка или налёт самолётов, пошла пехота – пушки выкатываются обратно и бьют по наступающим. Вдоль хребта был пробит тоннель, по которому японцы на «кукушках» доставляли на каждую точку боезапас и свежие силы. В случае необходимости они всегда могли взорвать всю систему обороны заранее заложенной взрывчаткой, чтобы не пропустить советскую армию через горы.
Поняв, что стандартный план с налётом авиации, артподготовкой, штурмом «в лоб» не даст никакого результата, Николай Иванович Крылов разработал свой план операции. Изложил его маршалу Василевскому в личной беседе. Маршал, внимательно выслушав, сам принять решение не смог. Но разрешил обратиться по спецсвязи к Сталину.
План состоял в следующем: штурмовать в лоб с молодым пополнением, в основном 1927 года рождения, – идти на громадные потери живой силы, да и огромнейший риск не гарантирует успеха «с налёту».
Николай Иванович принял решение просить согласия Сталина отобрать по лагерям, расположенным в ближайших районах сибирской тайги, около двух тысяч человек, осуждённых за не слишком крупные военные преступления – за пьянки, мародёрство и прочее. Большинство из таких заключённых имели солидный боевой опыт, а строгость законов военного времени и даже короткое время пребывания в тюрьме достаточно встряхнули совесть у абсолютного большинства преступников. Командарм решил сформировать из них ударный батальон, вооружив этих воинов только ножами, чтобы они могли тихо, без единого выстрела снять охрану тоннелей, не допустив их подрыва. Сразу оговаривалось, что в случае успеха всем будут выданы чистые документы, достойные получат награды, погибшим – воинские почести, как погибшим за Родину.
Сталин дал согласие, попросив только не брать политзаключённых и предателей, которые раньше добровольно переходили на сторону врага.
Николай Иванович лично сам поехал по ближайшим лагерям, отбирал наиболее подходящих кандидатов, обращая внимание на тех, кто раньше воевал в горах, имел навыки альпинизма, хорошо владел ножом. За короткий срок было отобрано больше двух тысяч человек. Всем была выдана новая форма, обувь, хорошие армейские ножи. Но почти все попросили разрешения отдавать новую обувь, ножи, ремни солдатам в обмен на обношенную, но не скрипящую обувь. Новые ножи - на самодельные, но удобные для руки, новенькие блестящие ремни - на потёртые, но крепкие брезентовые.
Наконец поступил долгожданный день. На всех участках огромного фронта советско-японской войны началась мощная артподготовка, авиация начала обрабатывать заранее разведанные огневые точки врага. Только на участке, на котором должны были наступать воины Крылова, царила необычная тишина. Командование японской армии, готовое к жестоким сражениям, артобстрелу, налётам бомбардировщиков, нервничало – почему русские задерживаются с наступлением?
А в это время «уголовнички» работали ножами. Прошло немного времени, и Николаю Ивановичу доложили, что секретная операция завершилась полным успехом – все тоннели захвачены, электропроводка к зарядам взрывчатки обрезана и в тоннели, на перевалы можно пускать танки, артиллерию, пехоту. С нашей стороны погибли шесть человек.
На всю операцию планировалось 18 суток. Но на седьмые сутки командарм Крылов рапортовал о выполнении боевого задания. Когда Маршал Василевский докладывал в Москву о текущей обстановке, Сталин спросил:
- Как дела у «пятого»?
- Пять баллов!
- Представляйте к званию Героя!
- У него уже есть одна Звезда!
- Ничего, вторая ему не помешает!
В официальных документах успех Николая Ивановича в войне с японцами объяснялся туманно: «... в условиях проливного дождя, незаметно...». Скорее всего, историкам «не рекомендовали» писать о том, что Крылов использовал мужество и боевой опыт «уголовничков», которые буквально вырезали ножами всех японцев, охранявших тоннели и перевалы, самураев, приготовившихся драться с русскими.
Все участники войны отмечали, что Сталин чётко выполнил все обещания, данные Крыловым бойцам, которым вернули звания, награды, которых уже никто не называл уголовниками – в строй вернулись воины-победители!
Благодаря этим воспоминаниям, найдено объяснение упорным слухам среди наших земляков, что на территории нашего Пограничного района в 1945 г. в составе 5-й Армии были штрафники.
С октября 1945 года Н. И. Крылов служил заместителем командующего Приморским военным округом, затем командующим войсками Дальневосточного военного округа. Был командующим войсками Уральского военного округа, войсками Ленинградского военного округа, войсками Московского военного округа.
Когда во время запуска одной из ракет на космодроме «Байконур» погиб командующий ракетными войсками стратегического назначения маршал Неделин, встал вопрос о назначении нового командующего.
Министр Обороны СССР, маршал Малиновский предложил на эту должность кандидатуру Крылова. Кадровики принесли министру письменное заключение, в котором говорилось, что «Крылов Н.И. не имеет академического образования – нет смысла назначать его на такую высокую должность». На этой бумаге появилась жирная, красная резолюция: «Крылов в академиях не нуждается». Так Николай Иванович стал командующим самого грозного вида оружия нашей страны.
Заочная экскурсия закончена. А я обращаюсь к жителям нашего района: чтобы не прерывалась связь времён, вспомним, как всем миром мы вместе создавали наш музей - несли в него свои реликвии. Давайте в этот юбилейный год пополним музей новыми экспонатами. Я прошу вас поделиться своими воспоминаниями о музее, рассказать на страницах газеты о самых запоминающих событиях вашей жизни, связанных с музеем.
Зоя Арбузова,
директор музея истории и краеведения
Пограничного района.