Раиса ГЛАПШУН: Спасибо газете - моей путеводной тропинке Сегодня, когда активная жизнь прожита, многое в ней получилось, а что-то уже недосягаемо для воплощения, есть добрый повод признаться в любви к районному детищу, имя которому ГАЗЕТА, и сказать ей искреннее СПАСИБО за то, что именно она стала моей путеводной тропинкой по большой дороге жизни. Могли бы мы с ней разминуться? Трудно сказать, ведь я, заканчивая Андреевскую среднюю школу, мечтала стать учителем русского языка и литературы, и эта мечта была связана с замечательным педагогом-словесником, моей классной руководительницей Марией Ивановной Ревенко. Ее уроки, как я со временем оценила, были верхом совершенства в привитии нам знаний языка, написании логически выстроенных публицистических текстов.
Газеты в нашей семье читали, всегда выписывали «Приграничный колхозник», который издавался в те годы в Ханкайском районе, но почему-то отправлять куда-либо заметки у меня смелости не хватало. Журналистика и журналисты казались тогда мне, сельской девчонке, небесными небожителями, людьми, наделенными особым талантом, тем более, что поступить на факультет журналистики можно было только после двух лет практического стажа. Но не иначе как судьба вмешалась, чтобы я, одна из лучших учениц класса, «успешно провалилась» на вступительных экзаменах в ДВГУ, не добрав каких-то полбалла. Слезы лились рекой, жизнь казалась конченой, а уговоры родителей и добрейшей Марии Ивановны ни к чему не приводили.
Дурь о конце мечты и света выбил из меня директор школы Иван Яковлевич Бойцов, затащил в школу и сказал: «Завтра же пойдешь в редакцию газеты, там тебя ждет на беседу редактор. И смотри, не подведи меня». Это было 5 сентября 1965 года, а 6 сентября я, затаив дыхание, переступила порог редакции газеты «Знамя Октября», которая, по решению крайкома партии, в мае начала создаваться в нашем районе.
До сих пор помню первое впечатление от встречи с редактором газеты Виталием Семеновичем Семенютой: белоснежная рубашка, аккуратная шевелюра волос, отглаженные брюки, на столе порядок и чистота, а в глазах и голосе - такие доброжелательность и всепонимание, что я сразу успокоилась. Он спрашивал о многом, и его вопросы не были казенными, по всему чувствовалось, что он проявляет искренний интерес к собеседнику как к взрослому человеку, к личности.
На третий день после беседы, 9 сентября, я принесла ему первую свою работу, зарисовку об учителе родной школы Екатерине Сергеевне Сыриной. В редакции царило какое-то оживление, на столе редактора лежали букеты цветов. Оказалось, что в этот день у Виталия Семеновича родилась дочь. Он сиял от счастья, но материал мой прочитал очень внимательно, а потом пригласил в кабинет коллег и сказал: «Познакомьтесь, вот наш новый сотрудник».
Виталий Семенюта (справа), редактор газеты «Знамя Октября»
с 1965 по 1990 годы, и один из ведущих журналистов Приморья
Валерий Бакшин. Свою студенческую практику он проходил в нашей газете.
Конечно, были трудности, неуверенность, боязнь и страх общения, особенно с руководителями, были почерканные, а то и выброшенные редактором в урну материалы, но старшие опытные журналисты терпеливо учили меня, не скупились на похвалу при удачах, тактично критиковали за промахи. Думаю, что люди старшего поколения помнят имена журналистов тех лет: Аллу и Геннадия Паташовых, Валентину Малаеву, Александру Барботько, Юрия Кондратьева, Юрия Берестова, чуть позже пришли в газету ставший моим мужем Иван Глапшун, Римма Ренева, Виктор Высоцкий, Наталья Иршенко, Катя Поморцева, Анатолий Дарнев…
Мне очень повезло, что моим первым руководителем был Виталий Семенович Семенюта, человек большой души и доброты, очень творческий, талантливый, хороший организатор и правильный, по моему мнению, начальник. Он не повышал голос, не опускался до мелочных выяснений, не унижал сотрудников, не загонял проблемы внутрь.
У него было чутье на кадры, он умел разглядеть и развить хоть малейшие творческие задатки человека, заставлял нас работать с внештатными корреспондентами, создавать юнкоровские объединения. Из юнкоров пришли в журналистику Анатолий Табачков, в будущем редактор газеты «Находкинский рабочий», Наталья Милюченко (Иванова), которая работала потом и в газете, и на телевидении, выросла до редактора газеты в Хасанском районе наш внештатный корреспондент Наталья Иршенко.
Редакционная жизнь кипела планами, задумками и их реальным воплощением. Сколько тогда было неожиданных встреч, сколько интересных людей посчастливилось узнать! Рейды, акции, почины, конкурсы, смотры, инициаторами которых был коллектив редакции,– на все хватало времени и сил. Еще одна задача, которую должна была выполнять газета: в обязательном порядке добиваться действенности публикуемых критических материалов, отвечать на письма читателей. Это называлось действенностью печати. Регулярно редактор отчитывался на бюро райкома партии о действенности газетных выступлений, а руководители, в чей адрес была критика, спешили принять меры и дать вовремя ответ, иначе будут разборки на бюро или газета вновь вернется к критическому материалу.
Иван Глапшун (в центре) и Анатолий Дарнев (справа)
тесно сотрудничали с внештатными корреспондентами.
Плохо это или хорошо, что теперь понятие действенности и эффективности выступлений СМИ осталось номинальным, а на читательские письма редакция не обязана отвечать – судить сложно, ведь время сейчас другое и требования к прессе закон предъявляет другие.
Работа в газете, с ее трудными, мучительными поисками слов, героев, интересных фактов и событий, одновременная заочная учеба в университете на факультете журналистики, создание семьи, дети - все в итоге было праздником души и сердца, потому что гармонично сочеталось друг с другом. Даже мизерная зарплата не портила общего положительного настроя творить, радовать читателей хорошей новостью, защищать интересы простых людей.
Приходилось ли писать то, за что потом было стыдно? Отдел пропаганды райкома партии дал задание покритиковать состояние наглядной агитации на железнодорожном узле. Редактор почему-то поручил сделать это мне, 19-летней сотруднице. В данном вопросе я ничего тогда не понимала. Секретарь парткома железной дороги В. П. Вяткин водил меня по участкам, показывал картинки и призывы, графики и плакаты. Так интересно и воодушевленно говорил о своем детище, что мне самой понравилось оформление станции, не критиковать, а похвалить бы Виктора Петровича за эту работу. Расстались мы добрыми друзьями, статью же я написала, наступив на горло песне, критическую, а потом долгое время старалась не ходить дорогой, где можно было встретиться с моим героем, так было стыдно. Но встреча была неизбежной. Виктор Петрович тронул меня за плечо и сказал: «Ты, голубушка, смотрю, избегаешь меня. Значит, совесть есть, а я не обижаюсь, понимаю, что молодая, неопытная в этих вопросах. Жизнь впереди большая, возьми за правило, никогда не идти против совести». Этот урок я запомнила навсегда: не пиши того, чего не понимаешь. Не иди на сделку с совестью, иначе потеряешь уважение к себе.
Жизнь складывалась так, что на многие годы я расставалась со своей любовью - газетой, работала секретарем исполкома, райкома партии, кадровиком в управлении сельского хозяйства, вновь возвратилась в газету заместителем редактора, заменила Виталия Семеновича на посту редактора, была избрана председателем последнего состава районного Совета, испытала цену учительского хлеба, работала заместителем главы администрации района. Но честно хочу признаться, что газета, журналистское перо и блокнот оставались всегда в моем сердце: оно завидовало, огорчалось, радовалось, даже ревновало, что это не я написала, не я подняла проблему, открыла героя…
Не думаю, что я хотела бы изменить судьбу и вообще не покидать газету, ведь в жизни не все от тебя зависит. Но то, что газетные уроки никогда меня не подводили в жизни, это я смею утверждать. Равно и то, что журналист, проходящий или прошедший газетную школу, - это сторожевой, стоящий на высокой башне, видящий и оценивающий все вокруг. Думаю, что руководители района, с которыми пришлось работать: Г. В. Говоров, И. А Латышев, Г. С. Пастухов, Н. А. Назаров, А. В. Роженко, Э. Н. Блинов, - ценили меня (простите за нескромность) именно за журналистские навыки. Газета - это действительно особое призвание, холодность и равнодушие к тому, о чем ты пишешь, к людям с нашей профессией не совместимы.
Мне нравится, как работает сегодняшний коллектив газеты, правопреемник моего «Знамени Октября», преклоняюсь перед профессионализмом, мудростью редактора Ирины Басюк. В ее методах руководства многое напоминает о В. С. Семенюте: бережное отношение к кадрам, чувство новизны, здравого компромисса, забота о быте журналистов, сохранение добрых традиций, которые накоплены прежними поколениями газетчиков. Нравится, как работают молодые журналисты: безоглядно, бойко, но ответственно. Преданность газете Светланы Лабиной, Анатолия Дарнева достойны уважения и доброй зависти.
Как бы мы ни относились сейчас к вождю пролетариата и основателю газеты «Правда» В. И. Ленину, но попробуйте оспорить его суждение о главной задаче газеты: писать историю современности. Точнее и объективнее не выразишь предназначение журналистского труда. В архиве редакции хранятся все подшивки газеты с 1965 года. Хотите найти факт истории района, который вам понадобился, не поленитесь, полистайте газеты и обязательно найдете его там. Это и есть история в газетной строке, бесценный дар нескольких поколений газетчиков своему району.