Мастерица речетворчества У Натальи Александровны Митюхиной, педагога детского сада № 1 п. Пограничного и по совместительству педагога Центра дополнительного образования детей, редкая профессия – логопед. В нашем районе таких специалистов по пальцам можно пересчитать. Хотя потребность в них чувствуется большая. Это подтвердит любой воспитатель детского сада, любой учитель школы, особенно начальных классов. Ведь почти все дети в раннем возрасте имеют проблемы со звукопроизношением. Мамочки и бабушки, как правило, умиляются такой непосредственностьи своих чад, уверенные, что со временем все нормализуется, мол, все маленькие детки и картавят, и буквы переставляют, и несвязно говорят. Действительно, время меняет многое, но не все.
У Натальи Александровны пока нет большого опыта работы по специальности, но и тот, который она наработала за шесть лет, дает ей право уверять, что родители, если они хотят, чтобы их дети в будущем стали успешными, уверенными людьми, чтобы у них не было проблем в общении, должны с первого года жизни обращать самое пристальное внимание на развитие речи своего ребенка. Ведь период жизни до 5-6 лет – главный этап ее становления, в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции, а между речью и развитием мозга, затем письма, существует неразрывная, влияющая друг на друга связь.
- Об этом я не перестаю говорить с родителями на собраниях, в беседах, при личных встречах, приглашаю в свой кабинет, искренне радуюсь, когда нахожу контакт прежде всего со взрослыми, - рассказывает Наталья Александровна. - А дети всегда занимаются с удовольствием, потому что для них это игра: перебирать карточки, складывать рисунки, крутить шнурочки, придумывать сказки, высовывать язычок, рычать как лев. Это полезные игры-занятия, которые дают большой результат. Если еще дома родители 10-15 минут ежедневно позанимаются с ребенком, выполнят мои рекомендации, то эффект получается больший.
Для занятий логопед отбирает детей и сама, и по рекомендации воспитателей или просьбе родителей. На первом занятии проводит своего рода тестирование, чтобы понять, какого рода нарушение речи у данного ребенка: если функциональное, возрастное, то тревожиться нечего, пройдет само, если есть недоразвитие артикуляционного аппарата – обязательно нужны занятия, при выявлении более сложных недостатков обязательно рекомендует обращаться к профильным медикам.
Комнату для занятий Наталья Александровна оборудовала сама. Помогали родители, воспитатели, многие пособия изготовила вместе с детьми на занятиях. За это время она собрала довольно внушительную библиотечку специальной литературы, аккуратно ведет необходимую документацию. На каждого ребенка у нее заведена тетрадь-дневник, в которой расписаны все занятия, успехи ребенка, рекомендации родителям. Весь рабочий день у нее расписан, на каждого воспитанника отведено 25-30 минут.
С сентября прошлого года Наталья Александровна взялась вести по совместительству кружок «Логопед» Центра дополнительного образования детей. Желающих записаться в кружок оказалось много, но поскольку занятия проводятся индивидуально, больше десяти ребят она не смогла взять. Как это ни странно, но в большей степени она удовлетворена результатами занятий с детьми «со стороны», кто не ходит в этот детский сад, кого привозят родители из сел. Объяснение тому Наталья Александровна дает такое: в кружок родители записали ребенка осознанно, понимая, что надо использовать любую возможность, если она есть, чтобы выправить отклонения в развитии речи и письма малыша. В детском же саду иные родители воспринимают занятия с логопедом просто как обыкновенное дополнительное занятие, не утруждая себя закреплением уроков логопеда дома.
Это огорчает Наталью Александровну, но не снижает ее оптимизма и уверенности в том, что она выбрала хорошую профессию, что она нужна детям и их родителям, что ее занятия по речетворчеству приносят им пользу. Она читает много специальной литературы, интересуется новинками логопедии как науки. Как педагог, мечтает со временем в методы своей работы внедрить элементы методики знаменитого итальянского педагога и психолога Марии Монтессори. Девиз ее методики воспитания детей знаком многим педагогам: «Помоги мне сделать это самому».
Человек цельный и настойчивый, Наталья Александровна уже многого достигла в свои 32 года. Она родилась в с. Первомайское Ханкайского района в простой крестьянской семье. После школы пошла работать помощником воспитателя в социально-реабилитационный центр, благо что он открылся в селе, а больше работать было негде, учиться дальше тоже не было средств. Но именно эти обстоятельства помогли ей определиться с профессией, она поняла, что ее призвание - это дети. Заочно закончила педколледж, заочно получила высшее образование логопеда. В 2007 году с семьей переехала жить в п. Пограничный, работала воспитателем в детском саду «Ручеек», логопедом в коррекционной школе. Она очень благодарна за помощь своему коллеге логопеду Л. В. Тимофеевой, коллективу, в котором сейчас работает.
И хотя есть в семье трудности, особенно с жильем, Наталья Александровна считает, что они с мужем сделали правильный выбор, приехав жить в Пограничный. Здесь им нравится, и здесь у них все получится.
Раиса Глапшун.
Фото автора.
На снимке: Ваня Ильященко с завидным упорством с помощью логопеда Натальи Митюхиной покоряет самый коварный звук «р».