Счетчик - всему голова Материал, который мы представляем нашим читателям, в определенной мере подтверждает грустную истину: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Иными словами, если хочешь защитить свое законное право, добиться справедливости и объективного решения, не жалей для этого сил, нервов и времени, но достигни поставленной цели. Именно так поступили двое местных жителей, отстаивая свои права потребителей на использование действующих индивидуальных приборов учета электроэнергии. Люди прошли не одну контролирующую инстанцию, в конце концов обратились в антимонопольную службу Приморского края, которая и поставила в этой спорной истории последнюю точку.
Наверняка, у многих жителей поселка еще не выветрилась из памяти прошлогодняя кампания по срочной замене существующих электросчетчиков, предпринятая ОАО «Электробытсервис». Необходимость в установке новых счетчиков более высокого класса точности энергетики подкрепляли ссылкой на правительственный документ, а именно п. 141 Постановления Правительства РФ № 530. Действующие у людей в то время электросчетчики враз стали нерабочими, не учетными и вообще их как бы не стало. Оплата же за расходованную жильцами электроэнергию производилась не по прибору учета, а по нормативу.
Тогда квитанции за свет с выставленными цифрами оплаты по нормативам буквально повергли население в шок. За потребленные в месяц объемы киловатт энергии людям пришлось выложить в два, а то и в три раза большие суммы, чем они ежемесячно привычно платили по счетчику. Граждане тщетно искали в различных инстанциях ответ на вопрос, почему показания их индивидуальных приборов учета, вполне исправных, вдруг перестали являться основанием для начисления оплаты за свет? Обращались в прокуратуру, непосредственно к поставщикам электроэнергии, даже на телефон доверия в милицию поступали звонки от встревоженных граждан с просьбой разобраться в законности действий энергетиков. Но, как водится, люди повозмущались, посердились и тихо заменили старые электросчетчики на новые.
Однако не все жители проявили такую покорность. Двоих граждан С. Вернигору и Л. Черномурову не удовлетворил ни один из ответов, полученных на местном уровне, о правомерности начисления платы за электроэнергию по нормативу. В своем заявлении на имя руководителя Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю они изложили суть претензии к энергетикам. В частности указали, что согласно п. 152 все того же 530–го Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» ОАО «Электробытсервис» обязано составить акты и вручить их абонентам под роспись, если энергоорганизация считает, что прибор учета не соответствует классу точности. Таких действий со стороны ОАО «Электробытсервис» предпринято не было. Более того, руководитель ОАО «Электробытсервис» письменно уведомил абонентов, «что принять оплату за потребленную электроэнергию за июнь 2011 года по фактическому потреблению нет оснований, так как Ваш прибор учета не соответствует требованиям п. 141 Постановления Правительства № 530 и не является расчетным, то есть отсутствует».
Здесь стоит отметить, что электроснабжение граждан-потребителей п. Пограничного в рамках оказания данной коммунальной услуги по договорам осуществляет ООО «Энергосбыт». Эта организация, расположенная в п. Славянка Хасанского района, является гарантирующим поставщиком электроэнергии. Следовательно, ООО «Энергосбыт» обязано было осуществлять обслуживание приборов учета граждан, при необходимости проводить контрольные проверки не реже 1 раза в полгода. Однако за весь период обслуживания ни ООО «Энергосбыт» в лице своего агента ОАО «Электробытсервис», ни сетевая организация ОАО «Погранэлектросеть» не выявили каких-либо нарушений в работе приборов учета этих конкретных абонентов, в том числе истечение сроков проверки электросчетчиков. Все эти замечания отражены в решении УФАС.
Не буду нагружать читателей подробностями рассмотрения данного дела. На выяснение всех обстоятельств ушел не один месяц. Сообщу только, что в результате длительного разбирательства комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в качестве ответчика за нарушение антимонопольного законодательства, а конкретно ФЗ «О защите конкуренции», привлекла ООО «Энергосбыт». Комиссия считает, что данная организация занимает доминирующее положение на рынке услуг электроснабжения, и в ее действиях по осуществлению расчетов оплаты услуг за электроэнергию не по приборам учета, а по нормативам потребления усматривается нарушение части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемление интересов граждан.
В адрес ООО «Энергосбыт» антимонопольной комиссией направлено предписание, которое обязывает энергоорганизацию произвести гражданам-заявителям перерасчет потребленной электроэнергии за указанные месяцы, согласно показаниям принадлежащих гражданам индивидуальных приборов учета.
Благополучное разрешение этой истории может послужить примером для других граждан поселка в стремлении защищать свои интересы таким путем. Ведь немало местных жителей понесли тогда неожиданные расходы за оплату электричества по нормативам. Правда, им для этого предстоит запастись большой настойчивостью и терпением.
В этой истории все же следует учесть, что обновлением приборов учета электроэнергии все равно заниматься придется, так как с 1 июля 2012 года для расчета с абонентами будут применяться электросчетчики только класса точности 2, 1.5, 1.