Анатолий Дарнев: «Сам я выбрал работу такую» Анатолий Илларионович Дарнев, он же Арнольд Шершавый и дед Кондрат (теперь уже можно приоткрыть тайну псевдонима) журналист, проработавший в районной газете 30 лет, вышел на заслуженный отдых. Но это не значит, что читатели больше не увидят на страницах «ВП» его злободневных материалов, душевных зарисовок о людях, не прочтут острых критических заметок вездесущего деда Кондрата. Он готов и дальше посредством печатного слова разрешать проблемы, откликаясь на просьбы людей, публиковать в газете интересные материалы. Но делать это уже для души, а не по служебным обязанностям. Ведь бывших профессионалов не бывает, как не бывает бывших журналистов.
Три десятка лет работы в газете дают право нашему коллеге со знанием дела порассуждать о значении местной печати в жизни района. Об этом, о том, как отзывается печатное слово в душах людей, какое место районка занимает в его жизни – моя беседа с Анатолием Дарневым накануне нашего профессионального праздника.
Справка «ВП»
Анатолий Дарнев – истинный профессионал газетного дела. Зачислен в штат редакции газеты «Знамя Октября» Пограничного района
1 июня 1974 года. Три года – с 1988 по 1991 - руководил коллективом районной газеты «Заря» Октябрьского района, работал собкором региональной газеты «Завтра», три года - собкором Уссурийской городской газеты «Коммунар». А еще он депутат Думы Пограничного муниципального района, стихотворец, лауреат и победитель многих краевых конкурсов журналистского мастерства, исключительно внимательный дедушка, заботливый семьянин.
- Анатолий, когда ты сделал свой выбор в пользу журналистики, у тебя за плечами уже была профессия товароведа, срочная служба на подводном флоте, годы работы на рыболовецких судах. И вдруг резкий поворот в судьбе – ты ушел в журналистскую деятельность. Ты имел представление, какая работа тебя ждет?
- На самом деле неожиданным такой поворот не был. С детства испытывал тяготение к слову. Первую свою корреспонденцию, считаю, достойную, потому что она была опубликована в газете «Пионерская правда», я написал в 7 классе. Тогда на меня обрушилось невероятное количество писем со всех уголков страны, были письма даже из Болгарии. Писали больше девочки, хвалили, предлагали переписку, дружбу. Мне, конечно, это очень понравилось. Рос я в глухой деревне, и поначалу не имел представления о журналистике. Потом, когда учился в торговом техникуме на товароведа, когда служил в морфлоте, периодически писал в краевые издания постепенно осознавая, что это и есть моя стезя. Чаще стал публиковаться, когда работал в рыбацкой отрасли, но тогда я уже заочно учился на факультете журналистики в ДВГУ. - А первые свои материалы в районной газете чем-то запомнились?
- Крепко запомнились. В 1974 году я пришел работать в районную газету «Знамя Октября» корреспондентом отдела сельского хозяйства, но эту отрасль совершенно не знал. Для меня было одинаково, что овощеводство, что картофелеводство. По этому поводу даже конфликт случился с тогдашним главным агрономом управления сельского хозяйства: покритиковал ситуацию по овощеводству, хотя имел в виду плохую работу по выращиванию картошки. Не понимал, чем картошка не овощ, раз она продается в магазине «Овощи».
Запомнилось одно из первых заданий – написать критический материал о плохой организации соцсоревнования в автоколонне. Очень старался, готовя материал, перечитал массу литературы, меня даже похвалили за конструктивную статью. А после выхода корреспонденции побежал в киоск и скупил весь тираж номера. Знакомым показывал публикацию, всем родственникам газету выслал. Такая меня гордость распирала! Надо же - мало кому известный в районе мужик, а столько людей меня читают. - Легко идешь на контакт с людьми? Ведь, такие качества, как коммуникабельность, общительность важны в нашей профессии.
- Трудно работать в нашей профессии человеку мрачному, замкнутому, пусть он трижды профессионал. Вот как раз в нашем коллективе все журналисты - люди приветливые, доброжелательные, располагающие к себе. Поэтому редки случаи, когда нам отказывают в интервью, разговоре. Мне лично легко находить общий язык с людьми, помогают такие черты характера, как добродушие, веселость. Могу анекдотик ввернуть, забавную историю рассказать – все ради того, чтобы разговорить человека. - Муки творчества тебе знакомы?
- А как же! Как всякой творческой личности, да и любому человеку, переживающему за свою работу. Бывает, ночами такие терзания одолевают! Вдруг проснусь и начинаю думать: в этом материале надо бы другой заголовок поставить, в этом - концовку переделать. Подобных исканий полно в нашей работе. Но зато как приятно, что они сторицей вознаграждаются - то ли благодарностью героя зарисовки, то ли добрым словом человека, которому публикация помогла решить насущную проблему. - Тебя по праву можно назвать многоопытным, бывалым газетчиком, который работал при советском строе, в перестроечные времена и в нынешнее время. На твой взгляд, как изменилась роль районки за эти годы?
- Считаю, главный итог этих лет в том, что значимость нашей районки не снизилась. Как и прежде, она выполняет свою основную задачу – информирование населения. Как и в советские времена, стараемся сохранить ее организаторские, просветительские, воспитательные функции. Во всех этих процессах она была помощником власти. Остается им и сегодня. Хотя в широких журналистских кругах существует мнение, что предназначение журналистики - быть в оппозиции к власти. Я так не считаю. Особенно такое не свойственно районной печати, которая ближе к людям, лучше видит проблемы территории. Но в основе отношений власти и прессы должен лежать конструктивный диалог, направленный на созидание. Диалог ради достижения главной цели – реагировать на проблемы людей, искать пути их разрешения, слышать мнения людей. Роль газеты, по большому счету, заключается в посреднических функциях между обществом и властью. - Согласись, такое понятие, как действенность печати сейчас отошло на второй план. А ведь ей прежде уделялось большое внимание.
- Отношение к критическим публикациям было настолько серьезно, что в газете, тогда еще «Знамя Октября», была постоянная рубрика «Газета выступила – что сделано?». Был период, когда я работал в отделе пропаганды и агитации райкома партии и сам ежемесячно готовил на заседания бюро анализ о действенности газетных публикаций: кто как отреагировал на критику. Считаю, это был правильный подход. Должна быть адекватная реакция на критические выступления прессы, особенно имеющие большой общественный отклик. Так достигается результативность печатного органа, оправдывается предназначение районной газеты. - Анатолий, и какое место заняла районка в твоей жизни?
- Хочу ответить коротко стихами одного приморского поэта, тоже газетчика: С нервотрепкой и спешкой вечною,
сам я выбрал работу такую.
Я ее, как неверную женщину,
ненавижу, люблю и ревную.
Районка для меня - не просто лучшие годы жизни, самые интересные, а, по сути дела, вся моя жизнь. У меня был период партийной работы, учеба в высшей партшколе, казалось бы, впереди перспективная карьера. Но все те годы я бесконечно скучал по редакционным будням, по нашему трудовому ритму, когда ни дня без строчки. Районка мне дорога и тем, что в ней нельзя лгать, кривить душой. Ибо как смотреть в глаза читателям, которые всегда рядом, если написал неправду.