Сказ о лесном человеке С лесничим Решетниковского лесничества Николаем Анатольевичем Алещенко не раз приходилось встречаться на житейских перекрестках. А недавно отметил он 35-летие своего пребывания на посту лесничего, которого некоторые в шутку лешим называют, дескать, живет он по только ему ведомым лесным законам.
В селе, в очень живописном месте, близ горной речки, в окружении вечнозеленых елок и другой буйной таежной растительности уже много лет живет он со своей любимой женой Валентиной Петровной. Расположено все очень удобно: под одной крышей и контора лесничества, и квартира самого лесничего. Здесь родились и выросли трое детей, теперь уже есть 5 внуков. Дочь Оля служит в погранотряде, супруга, с которой прожили 38 лет, и сыновья Николай и Сергей работают тут же, в лесничестве, поэтому смело можно говорить о трудовой династии Алещенко, посвященной служению лесу.
- Я и родился в Рубиновке, здесь мои корни, и к лесу с детства привязан. Видимо, мне на роду было написано лесничим быть, - улыбается в свои пшеничные усы Николай Анатольевич.
Хотя из своей семьи он был первым, кто связал жизнь с лесной отраслью. Отец его в Рубиновке работал бригадиром тракторно-полеводческой бригады, потом был председателем колхоза в Октябрьском районе, брат Иван тоже пошел по отцовской линии. После окончания ПСХИ работал директором совхоза «Фадеевский» в том же Октябрьском районе, в который семья Алещенко перебралась, когда Коле было 8 лет. Среднюю школу заканчивал он уже в Покровке. После школы мечтал стать механиком, поступить на инженерный факультет, но двоюродный брат Павел убедил в том, что лесотехнический факультет - лучший в ПСХИ. И эти семена агитации упали в свое время в благодатную почву, ведь сам Николай мог целыми днями бродить по окрестным сопкам, лес всегда манил ягодами, грибами, дичью.
После окончания лесфака получил направление аж в Тюменскую область, а у них с женой к моменту выпуска уже было двое детишек - сынишка и дочурка. Срываться в неведомые дали с малышней было боязно, ведь здесь, в Приморье, была вся родня, да и от привычной среды не хотелось уезжать. Николай обратился тогда в Минлесхзоз, чтобы оставили работать в Приморье, и просьбу его уважили. Так молодая семья оказалась в Барабаш-Леваде.
Молодому лесничему многое пришлось начинать с нуля: строить здание конторы и своего дома, проводить инвентаризацию хозяйства, знакомиться с угодьями, вникать во все детали управления сложным и обширным хозяйством. А лесные угодья здесь самые обширные на всей территории юго-западной зоны Приморья – 112 тысяч гектаров. Даже человеку с богатым воображением трудно представить себе такую громадину таежных дебрей - урочищ, сопок на вершинах Маньчжурского хребта, густо поросших лесом, причем лесом могучим и уникальным, в котором, кроме осин и белоствольных берез, есть немало ценных и даже редких пород. Кедр корейский - истинное украшение приморской тайги, тис, занесенный в Красную книгу, сосна могильная, под которым произрастает такой редкостный и ценный гриб – мацутаки, пользующийся огромным спросом у наших восточных соседей японцев, корейцев и китайцев из-за своих необыкновенно высоких целебных свойств. И как утверждает Николай Алещенко, могильная сосна в Приморье растет только в двух местах – в Решетниковском лесничестве и в Ивановском лесничестве, что в Михайловском районе.
До 1989 года Николай Анатольевич со своей лесозаготовительной бригадой занимался в основном заготовками деловой древесины, по неделям жили они в тайге, пилили ель и пихту, осину и корейский кедрач, которые потом на лесовозах доставлялись на пилораму в п. Пограничный. Там из кругляка расшивалась доска, а уж доски с нетерпением ждали хозяйственники не только Приграничья, но и соседних районов: Ханкайского, Хорольского, Октябрьского, Черниговского. Решетниковская деловая древесина шла нарасхват. Кроме того, в цехе ширпотреба Пограничного лесхоза в большом количестве в плановом порядке изготавливали бельевые прищепки, черенки, топорища, веники, бочками солили вкуснющие грибы, в основном грузди, заготавливали папоротник-орляк.
- Мы, лесники, жили в тайге в землянках, в 45 километрах от Барабашей, я сам своими руками построил за время своей заготовительной деятельности три землянки. В сопке находили удобное место с подветренной стороны, как правило, на южных склонах, выгребали землю, делали деревянный настил, стены из бревен, ставили буржуйку - и землянка была готова, - вспоминает лесничий.
К вырубкам леса относились по-хозяйски. Сначала делали отводы, клеймили деревья, подлежащие рубке, затем прорубали просеки (визиры) в тайге, ставили столбы, определяли границы лесосеки, и только после этих обязательных мер начинался собственно лесоповал. Ежегодно решетниковские лесники заготавливали и поставляли для народного хозяйства от 3 до 5 тысяч кубов деловой древесины. В настоящее время надобности в деловой древесине в прежних объемах уже нет.
После рубок обязательна восстановительная деятельность. Н. Алещенко со своей лесной командой занимается посадкой деревьев, санитарными рубками и, конечно же, охраной леса.
В отличие от других лесничеств, леса в Решетниковском лесничестве не горят. Многочисленные посадки кедрача радуют глаз своей изумрудной зеленью. Уже есть и орешки кедровые с тех деревьев, которые когда-то посадил Н. Алещенко с товарищами, кедр начинает плодоносить с 20 лет от роду. Более миллиона деревьев посадил лесничий.
- А знаете, мне садить деревца и ухаживать за ними значительно интересней, чем рубить и пилить лес, хотя и санитарные рубки тоже необходимы, - делится Николай Анатольевич. - Лес, тайга приучают к мудрости.
Это, действительно, так. Николай раньше, в молодые годы, увлекался охотой. Сейчас же совсем забросил это занятие, переключившись на рыбалку, на пчеловодство.
- Мне как-то уже жалко убивать тех же косуль, кабанов, изюбров, которые пока еще сохранились в нашей тайге. В природе все связано между собой, все дополняет друг друга, и это понимание приходит к нам с годами, с жизненным опытом, - раздумчиво говорит лесничий.
Через два года у моего героя подойдет срок ухода на пенсию. Но не собирается пока лесничий на заслуженный отдых, ведь за 35 лет глубоко привязался к своему любимому делу.
- Как же я без леса? Могу предвидеть вопрос Николая Анатольевича. Да и лесу без хозяина никак.
Анатолий Дарнев.
Фото автора.
На снимке: У Николая Алещенко крепкая семья. С женой Валентиной Петровной вместе уже 38 лет.