Воин, труженик, созидатель Присуждение звания почетного жителя района его ровеснику – факт символический, знаковый. Знак в том, что биография Василия Филимоновича Федореева тесно переплетена с судьбой Приграничья, а вся его жизнь – это словно строки из истории района-труженика, воина, защитника, созидателя.
Если обозначить штрихами основные вехи жизненного пути Василия Филимоновича, то они не особенно будут отличаться от жизненных вех большинства его поколения. Родился в селе Нестеровка, учился, еще подростком по-взрослому начал трудиться, прошел войну, женился, растил детей, от зари до зари работал в колхозе и в совхозе, построил дом, развел сад… А если дотошно вникнуть в каждый жизненный период, то различий наберется много. Ведь каждому человеку присуща своя судьба.
О раннем детстве вспоминается ему как о счастливом времени. В семье из четверых детей он был старшим. Хотя в колхозе в те годы техники единицы насчитывалось, отец работал на комбайне, был механизатором. Порой брал подросшего первенца прокатиться, что вызывало у мальчишки полный восторг.
В 12 лет Василий познал горькую долю безотцовщины. Мрачный 38-ой год прошелся по домам нестеровцев, осиротив не одну семью. Под гнет репрессий попал и его отец. Весточку о нем семья получила через много лет, извещение о реабилитации безвинно погубленного колхозного труженика.
В 15 лет, после краткосрочных курсов механизаторов, он самостоятельно стал работать на тракторе. В тот же год началась война. Таким как он, по сути дела мальчишкам-подросткам, в тяжелой крестьянской работе пришлось заменить взрослых мужчин, ушедших на фронт. Через два года, в 17 лет, на ратную службу призвали и юного Василия.
До победного окончания войны было еще далеко, стоял ноябрь 43-го года. Необученных новобранцев в гущу военных действий тогда не посылали, им было определено другое предназначение – крепить рубежи страны на Дальнем Востоке, готовить отпор японским захватчикам.
- Служба моя началась в пересылочном полку, - вспоминает фронтовик. – Первый год полностью только окопы рыли, подготавливали укрепсооружения в районе города Биробиджана. В окопах, считай, и жили. Но военную подготовку по полной программе проходили. Учились стрелять из пулемета, миномета, других видов оружия, правда, стреляли мало, патроны экономили.
Сигнал тревоги о начале военных действий против японской армии в часть поступил ночью. Василий Филимонович тогда был приписан к танковой бригаде, исполнял обязанности моториста. Танковая часть на понтонах пересекла Амур, успешно провела операцию по освобождению захваченных японцами территорий.
Армейская служба продлилась на годы, только в 50-ом году он вернулся в село, где жизнь была подчинена уже мирному времени. Форму фронтовика украшала медаль «За победу над Японией», солдатская награда за проявленные в боях храбрость, стойкость и мужество. А в документах хранились новые корочки водительских прав. Профессию шофера, которая стала делом всей жизни, он получил на военной службе.
В его биографии есть периоды руководящей работы, занимал должность завгара. Избирался на общественные посты, возглавлял профсоюзный комитет отделения совхоза. Но большая часть его многолетнего трудового стажа связана с транспортом. На этой работе Василий Филимонович был удостоен высокой награды – ордена «Знак Почета».
Среди сельских орденоносцев не так часто встречаются водители. Выделить лучшего колхозника за отменные урожаи, рекордные намолоты или высокие надои молока, показатели, которые на виду и поддаются подсчету, не так сложно. А какими цифрами измерить бессонные ночи за рулем, поездки в дождь и слякоть с габаритным грузом, неисчислимое количество накрученных километров, множество перевезенных тяжестей. В таком режиме В. Ф. Федорееву пришлось трудиться много лет, возить лес из дальних лесных районов. Строительная древесина позарез была нужна для постройки новых ферм и производственных зданий, жилых домов для колхозников. Не раз бывало, что рейс на двое суток растягивался, но он без передышки выходил в новый. Такую самоотверженную работоспособность, ответственность водителя не могли в хозяйстве не оценить.
Свое село Василий Филимонович любит преданной и нежной сыновней любовью. За хорошую работу его не раз поощряли турпутевками по стране. В поездках была возможность познакомиться с новыми местами, узнать другую жизнь.
- Во многих местах побывал. Южные красоты страны посмотрел, центр России с его старинными городами, природными примечательностями очень понравился, - рассудительно делится он. - Но везде ловил себя на мысли, что милее Нестеровки не сыскать, несмотря на то, что там яблоки вдоль дорог растут.
Дом, в котором проживает Василий Филимонович, он построил сам. Постройке больше полувека, как и могучим фруктовым исполинам в его саду, посаженным в молодые годы. В глаза сразу бросается прибранное подворье, скромное, но аккуратное, чистое. Живет он один, но не одиноко. Навещают дети, реже внуки, которые сами уже взрослые, семейные люди. Свою размеренную, спокойную жизнь умеет наполнять тихими радостями. Может весь день провозиться со стареньким автомобилем, заняться наведением порядка вокруг двора. Больше всего любит ходить на рыбалку, выбираться в свои заповедные места.
По праздничным датам заслуженного фронтовика, отмеченного орденом Отечественной войны II степени и множеством юбилейных медалей, знаками трудового отличия, навещают школьники.
- Ребятня любопытствует: из какого оружия стрелял на войне, сколько врагов убил. Я им отвечаю: мимо стрелял, никого не убивал. Враги под напором огня сами драпака давали. Говорю так, чтобы дети не думали, что война – это азартные срелялки. Война – это большое народное горе, - говорит ветеран.