Автобусы - на приколе В последнее время многие жители района, пользующиеся автобусным транспортом (речь, прежде всего, идет о сельчанах), обращаются с жалобами в редакцию газеты, в органы местного самоуправления по поводу участившихся срывов рейсов по основным внутрирайонным маршрутам. Разъяснить ситуацию мы попросили и.о. директора Пограничного филиала ОАО «Приморавтотранс» П. П. Куськала.
Как рассказал Петр Петрович, рейсы действительно срываются, и эта тенденция, к сожалению, с каждым месяцем нарастает. Вот расклад картины по месяцам с начала текущего года. В январе удалось избежать срывов рейсов, в феврале их уже было два, в марте - 5, в апреле - 13, а за неполный май - 23 (данные на 19 мая). Резко сократилось и количество рейсов. Если в начале года на Нестеровку автобусы ходили четыре раза в неделю, то в настоящее время только один. Аналогичное положение и на других маршрутах. Отсюда и закономерный поток претензий со стороны пассажиров. А ведь автобусный парк в АТП достаточный для того, чтобы успешно закрывать все рейсы.
Как объяснил П. П. Куськал, главная причина сорванных рейсов - нехватка водительских кадров. Водители в основном уходят из АТП из-за низкой заработной платы, которая на рейсах внутри района не превышает 7 тысяч рублей. В феврале, когда начались срывы рейсов, с предприятия уволились сразу три опытных водителя.
По словам П. П. Куськала, специалисты уходят еще и по причине нелегких условий труда, напряженного графика работы. К примеру, первый автобус на Барабаш-Леваду уходит из Пограничного в 3 часа 14 минут ночи, на Нестеровку - в 5 часов 25 минут, на Жариково - в 5 часов 45 минут. А водителю надо прийти в парк хотя бы за час до отправления автобуса. Не каждый согласится работать в таких условиях. Причем для работы на автобусах требуются квалифицированные кадры, с соответствующей категорией, классностью, опытом работы. Далеко не все шофера, даже желающие поработать в АТП, соответствуют предъявляемым требованиям.
В свою очередь убыточность рейсов является одной из составляющих низкой зарплаты автобусников. Только за минувших четыре месяца убыточность работы автобусного парка на внутрирайонных маршрутах составила 433 тысячи рублей даже с учетом ежемесячной дотации из бюджета района. Такая ситуация, по словам П. П. Куськала, в недалеком будущем может привести к закрытию всех внутрирайонных рейсов.
Комментарий главы Пограничного муниципального района И. В. Червинца:
- Проблемы, которые возникли в сфере автобусного сообщения и обслуживания наших сельчан, довольно-таки сложные, но их необходимо решать. Замечу, что со стороны администрации района выполняются договорные обязательства по дотации автобусного сообщения. Ежемесячно мы перечисляем АТП 186400 рублей. Сумма годовой дотации составляет 2,3 млн рублей. Как ни накладно это для районного бюджета, но мы идем на этот шаг, чтобы сохранить в районе автобусное сообщение. Подчеркну, что наш район единственный в крае, который дотирует пассажирские автоперевозки. Свои договорные обязательства мы соблюдаем несмотря даже на то, что с февраля рейсы срываются по многим направлениям. Администрация, Дума Пограничного района со своей стороны прилагают усилия, чтобы люди могли пользоваться автобусным сообщением. Приведу такой пример: в настоящее время отменен рейс № 102 по маршруту Пограничный – Байкал. Хотя у нас есть договоренность с руководством АТП, чтобы этот рейсовый автобус забирал детей из с. Софье-Алексеевского для доставки их в школу п. Пограничного, что в настоящее время из-за отмены рейса не делается. Администрация района вынуждена выделять свой транспорт для подвоза детей.
Сегодня администрация района ищет выход из сложившейся ситуации, чтобы сохранить все маршруты. Находится в стадии решения вопрос по привлечению к пассажирским перевозкам частных перевозчиков. Если он будет решен, то не исключено, что стоимость проезда несколько возрастет, но в разумных и допустимых пределах. Кстати, есть уже и желающие оказывать транспортные услуги населению.
В отношении же нашего АТП замечу, что предприятию нужно активно работать и находить оптимальные варианты сохранения маршрутов. Свои договорные обязательства надо выполнять в полном объеме.