Без волокиты и очередей Заманчивая перспектива – не ходить по кабинетам чиновников и получать справки и прочие нужные документы с помощью Интернета, похоже постепенно воплощается в жизнь. Во всяком случае, первые шаги сделаны в этом направлении и в Пограничном районе – уже приняты и обнародованы десятки регламентов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Подробнее об этом мы попросили рассказать руководителя аппарата администрации Пограничного муниципального района Константина Жевлакова.
- Константин Иванович, объясните, нужны регламенты обывателю или это заумная придумка только для чиновников?
- Суть проводимой реформы заключается в том, чтобы услуги становились доступнее для граждан, а получать их можно было как можно проще, избегая бюрократических барьеров. В перспективе мы перейдем на электронный способ предоставления государственных и муниципальных услуг, чтобы у человека не было необходимости идти к чиновникам за справками, документами.
На сегодняшнем этапе уже можно сказать, что принятые регламенты могут исключить лишнее хождение по кабинетам, очереди, чтобы получить разъяснение специалиста. Житель нашего района в спокойной домашней обстановке может ознакомиться с помощью компьютера с порядком предоставления услуг муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления, с условиями предоставления услуг. - Что же такое регламенты?
- Административные регламенты подразделяются на административные регламенты оказания муниципальных услуг и административные регламенты исполнения муниципальных функций.
Регламент оказания услуг определяет порядок их предоставления по тому или иному вопросу, информирует о том, куда можно обратиться для получения этой услуги (по какому адресу, в том числе электронному, в какие часы). В регламенте прописано, какие необходимо человеку предоставить документы, чтобы получить услугу, даже сколько времени требуется на выполнение запроса, оформление справок. В большинстве регламентов по услугам в приложении идут формы заявлений, бланков необходимых документов.
Услуги могут предоставляться органами местного самоуправления, то есть администрацией района, ее структурными подразделениями, либо муниципальными учреждениями. В частности, услуги предоставляют муниципальные учреждения образования (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования), учреждения культуры, здравоохранения также оказывают определенные услуги населению. У них есть свои административные регламенты.
Если услуга предоставлена некачественно, люди могут предъявить претензию. Теперь люди знают, что они могут получить, а исполнители, что они должны делать, чтобы люди получили услугу. - На какой срок приняты регламенты? Будут ли они изменяться?
- Ограничения по сроку действия регламенты не имеют – впоследствии, с изменениями в законодательстве, в них могут вводиться изменения, дополнения. - Константин Иванович, в вашем кабинете лежат целые тома регламентов в бумажном варианте, а где жители района могут ознакомиться с этими регламентами, ведь не у всех есть под рукой компьютер с Интернетом?
- Они опубликованы в приложении к газете «Вестник Приграничья» - в «Деловом Вестнике», ознакомиться с ними можно в администрациях поселений, в библиотеках, учреждениях культуры.
Для Интернет-пользователей - на сайте администрации Пограничного района. Для удобства жителей района на сайте есть оглавление по поселениям, по отделам администрации, по учреждениям, и все они имеют свои регламенты. Также с регламентами можно ознакомиться в информационном киоске в районной администрации. - Для подготовки регламентов была проведена большая работа, сколько всего регламентов принято на сегодняшний день?
- Принят и размещен на муниципальном портале 161 регламент. В муниципальном районе принято 66 регламентов, в Пограничном городском поселении 13, Жариковском сельском поселении - 28, Сергеевском – 33 регламента, Барабаш-Левадинском - 21 регламент.
Самый объемный блок регламентов – по имущественным вопросам и землепользованию. - Мы говорили о регламентах муниципальных услуг, а что такое административные регламенты исполнения муниципальных функций?
- Регламенты исполнения муниципальных функций не касаются непосредственно населения, они предназначены для тех лиц, которые оказывают услуги. Как руководство к действию - прописывают действия специалистов администрации, муниципальных учреждений в исполнении ими своих функций. - Константин Иванович, когда же мы полностью уйдем от очередей в кабинеты чиновников и сможем заказывать справки через Интернет?
- Распоряжением Правительства РФ от 17.12. 2009 года утверждены этапы перехода на электронное предоставление муниципальных услуг. Мы прошли два этапа.
Первым был этап утверждения сводного реестра, разработка регламентов. Второй этап завершился 1 января 2011 – размещение регламентов на едином портале государственных и муниципальных услуг. Сейчас идет третий этап, который завершится в июле 2012 года. Мы должны обеспечить возможность для заявителей предоставлять в электронном виде документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Нами эта работа проводится, мы уже обеспечили доступ населению для копирования, заполнения, получения в электронном виде документов, указанных в регламентах.
Четвертый этап (до 1 января 2013 года) предполагает обеспечение для заявителя возможности осуществлять мониторинг исполнения услуги. И к 1 января 2014 года жители должны быть обеспечены возможностью получения результата предоставления услуги на едином портале государственных и муниципальных услуг.