Тепло отчего дома Когда в одном из номеров нашей газеты мне попалось на глаза скорбное извещение о скоропостижной смерти Татьяны Васильевны Мунасыповой, я мгновенно вспомнила эту женщину и связанные со знакомством обстоятельства. Она была известна нам как многодетная приемная мама. Супруги Мунасыповы более трех лет назад взяли на воспитание из приюта троих ребятишек. Наша газета тогда подробно рассказывала об этой приемной семье из села Духовского, как детям здесь живется, как они растут, учатся, привыкают к новым родителям. Поэтому первой реакцией на печальное сообщение были мысли о детях: как семейная трагедия отразится на их дальнейшей судьбе, останутся они в семье или для убитого горем мужчины станут непосильным бременем?
К счастью, ничего подобного с приемными детьми не случилось. Время залечивает самые тяжелые раны. Они по-прежнему имеют родительский дом, у них есть семья, хотя теперь уже неполная, но здесь они окружены вниманием, заботой, у них есть все, чтобы чувствовать себя обычными детьми, а не брошенными сиротами. Такую нормальную жизнь обеспечивает им теперь уже один приемный отец Нурмухамет Ишмухатович Мунасыпов. В этом я убедилась, побывав в этой семье.
Двор сразу выдает, какой здесь живет хозяин. Не только по ухоженному двору, но и по аккуратно прибранным, чистеньким, уютным комнатам просторного дома не скажешь, что все здесь обихаживается мужскими руками.
- Дети мне здорово по хозяйству помогают, - как будто прочитал мои мысли хозяин. – Вот на кухне график висит, в нем расписано, кто в какие дни по кухне дежурит. Ребята посуду моют, во дворе убираются, за чистотой в доме следят. Обязанности за ними закреплены. Дочка следит за уборкой в доме, мальчишки на улице управляются, все на огороде помогают. Из домашней живности сейчас ничего не держу, но были куры, коза. Ничего, справляемся, дети слушаются.
В большом доме всем хватает места, у всех отдельные комнаты с телевизорами. Сам глава семейства обитает в большом зале, у Машеньки – единственной девочки – отдельная комната, похожая на нарядную девичью светелку: с куклами, рисунками, игрушками. У мальчишек-однолеток Миши и Сережи комната с двухъярусной кроватью.
Дом с коммунальными удобствами и пластиковыми окнами. Еще два года назад хозяин постарался провести в него воду, канализацию, установить водонагреватель. С бытовыми условиями проблем нет.
Не обошли мы в разговоре с отцом тот трагический апрельский день, когда в дом пришло несчастье. Мужчина не скрывает, что горе на время выбило его из привычной колеи.
«Места себе не находил, огород запустил, честно сказать, не до детей стало. Хорошо, что получилось по линии соцзащиты на какое-то время отправить их в детский лагерь. Потом немного отошел и подумал, что дети-то не должны пострадать, они здесь ни при чем. Конечно, они очень переживали горе, еще сильнее тревожились, чтобы я их обратно в приют не отдал. Говорили: «Папа, мы только с тобой будем, не хотим никуда». Ну как я мог поступить иначе? Они за три с половиной года стали мне родными. Я им только условие поставил: никаких проблем с успеваемостью и дисциплиной быть не должно. Подтянулись в учебе, первую четверть все успешно окончили», - делится мужчина.
Приемные дети появились у них в 2007 году. Тогда они были совсем малышами. Это сейчас Мише и Сереже по 12 лет, дочке Маше – 11. Еще по дороге домой из приюта ребята поставили новых родителей в известность, что хотят называть их папой и мамой. С той поры дом Мунасыповых стал для приютских детей настоящим родительским домом. Только здесь они почувствовали подлинную родительскую любовь, материнскую ласку, авторитет слова отца, все то, чем не могут обеспечить детей казенные дома.
Ребята охотно показывали мне фотографии из семейных альбомов, где они все вместе фотографируются у новогодней елки, за праздничным столом, на отдыхе. Наперебой рассказывали, какие красивые костюмы шила им мама к каждому Новому году, какие подарки получали в дни рождения. По всему чувствовалось, как дороги им простые детские радости, которые они, наверняка, впервые ощутили в приемной семье.
Машиными рисунками все гордятся.
Особенно если вспомнить их строки из школьных сочинений, посвященных маме. Стараниями педагогов Духовской школы детские сочинения стали достоянием редакции, мы публиковали отрывки из них. Помню, как тронули меня слова Миши Ларина. Мальчик бесхитростно поделился: «Лучшая мама та, которая любит ребенка, не уходит от него далеко и никогда не бросает, поздравляет свое дитя с днем рождения, Новым годом…». После этих слов осознаешь, как мало нужно было ребенку для полного счастья от родной мамы и чего лишены в родных стенах приютские воспитанники.
Наблюдая за ребятами, такими открытыми, веселыми, общительными, без конца льнущими к отцу, понимаешь, что они находятся под надежной отцовской защитой. Но когда самому приемному отцу потребовались поддержка и защита, он их не получил от тех государственных инстанций, которые призваны охранять права приемных семей. Столкнулся с полным равнодушием чиновников. Долгих полгода Н. И. Мунасыпов оббивал пороги, добиваясь выплаты законного пособия на погребение по факту смерти жены.
«Деньги небольшие, всего пять тысяч должны были выплатить. Жители села на похороны больше собрали. Но и выплаты той скромной суммы пришлось через суд добиваться», - досадует мой собеседник.
В поисках правды Нурмухамет Ишмухатович обратился к руководителю общественной приемной полномочного представителя Президента РФ по Дальневосточному федеральному округу по Пограничному району Р. Я. Глапшун, которая стала посылать запросы в разные ведомства. Шла долгая переписка с департаментом образования и науки администрации края, с местным отделом Пенсионного фонда, органами опеки и попечительства. Скопилась целая папка обращений и ответов на них. Не было только результата. Ни одна из перечисленных служб не приняла от предъявителя справку о смерти для выплаты пособия на погребение. Точку в этой неприглядной истории поставил районный суд. Обязанность по выплате пособия на погребение решением суда возложена на отдел ПФ.
В департаменте образования признавали, что с подобной ситуацией столкнулись впервые, что это особый случай, поэтому якобы не разработана схема социальной поддержки неполных приемных семей. Чиновники не могли не понимать, что отец тоже совершает особый гражданский поступок, не отказываясь воспитывать приемных детей в одиночку. Ведь по пальцам можно пересчитать семьи, где детей растит один отец. Значит, и подход к таким семьям должен быть индивидуальный, бережный, никак не равнодушный.
Решением суда приемный отец удовлетворен. Ведь они с супругой, став приемными родителями, три года числились воспитателями приемных детей, работали по трудовому договору. К тому же жена была пенсионеркой. Соответственно, из их заработка шли отчисления в фонд социального страхования. И какие же аргументы находили в отделе ПФ, снимая с себя ответственность за выплату пособия на погребение?
Может, и не стал бы приемный отец так упорно добиваться положенной выплаты, которая не сильно укрепит финансовое положение семьи, но оставшись единственным кормильцем троих детей, он остро ощутил скудность семейного бюджета. Надеялся подправить финансовое положение трудовой пенсией. У него солидный северный стаж, много лет гонял по Колымскому тракту большегрузные машины. В этом году начислили ему пенсию по возрасту и с учетом северного стажа. Вышло чуть больше прожиточного минимума - 6700 рублей. На крупные покупки, на сборы детей в школу приходится брать кредиты. При дороговизне сегодняшней жизни никак не получается обходиться пенсией и оплатой за воспитание детей в размере 4000 рублей. Не положены приемной семье льготы, иные социальные субсидии. Даже на отдых и оздоровление детей выдают жалкую тысячу рублей на ребенка в год…
…Ребятишки с детской открытостью делились, какие профессии им нравятся, кем хотят стать. Перечисляли, каким полезным в жизни вещам они научатся в семье.
- Дома мы научимся быть трудолюбивыми, потому что здесь все надо уметь делать, приучимся к дисциплине, сможем получить образование, - по взрослому рассуждает 11-летняя Маша.
Если на одну чашу весов положить огромные детские надежды, а на другую - материальный стимул, положенный для приемных родителей, то чаши весов должны быть в равновесии. Только при таких условиях у нас меньше будет оставаться сирот в детских приютах, а лозунг «Чужих детей не бывает» действительно станет нормой жизни общества.