Взрослые дети Семья – это ячейка общества, где есть папа, мама и дети. Семья – это счастье, тепло и уют, но, к сожалению, не все дети могут ощутить эти чувства. Родные чада иногда становятся обузой для своих родителей. Порой мамы и папы забывают о своей ответственности перед детьми. В таких семьях ребята рано становятся самостоятельными, но это не всегда приводит к хорошему. Сегодня мы расскажем две разные истории о жизни детей из проблемных семей. У этих историй еще не известен конец, но начало уже настораживает.
Портфель поменял на баулы
О семье Корягиных нельзя сказать, что она неблагополучная.
В начальных классах Леша Корягин был обычным мальчишкой, бегал с ребятами во дворе, в школе у него все получалось. Леша учился в СОШ № 2 до 9 класса. Последние годы учеба давалась ему с трудом. Мама приняла решение перевести его в ПСОШ № 3, к дому поближе.
Мальчик стал прогуливать уроки. Под конец прошлого учебного года у него накопилось много пропусков, не были выставлены оценки за год по четырем предметам.
Сейчас мальчику 17 лет, он бросил школу, живет с совершеннолетней девушкой в Барано-Оренбургском. У него нет желания учиться, но есть желание работать грузчиком, он трудится на привокзальной площади.
В сентябре 2007 года вышел закон «Об обязательном полном среднем образовании». Этот документ обязывает ребят окончить 11 классов. Но для Леши Корягина это стало большой проблемой, так как его принуждали делать то, что он не хотел. У него не было желания учиться, хотя он понимал, что с момента выхода закона следящие органы не оставят его в покое.
Комиссия по делам несовершеннолетних, педагоги ПСОШ № 3 пытались изменить сложившуюся ситуацию и донести до матери, что мальчик должен окончить школу. Неужели самостоятельная, взрослая жизнь должна начаться у ее сына в 17 лет? Какие перспективы его ждут? Если он не будет учиться, то лучшей перспективы, чем грузить баулы, не предвидится. Но поддержки со стороны матери члены комиссии на тот момент не встретили.
Уже после случая, который произошел с Лешей в 15 лет, когда мальчик попался на мелкой краже и ему были назначены исправительные работы, мать должна была насторожиться и побеспокоиться о будущем своего ребенка, но этого не произошло.
Вот что говорит на этот счет сама Татьяна Анатольевна:
- В свое время я потеряла контакт с ребенком, когда стала уделять много времени работе. У меня появились еще двое сыновей, на которых обращала внимания больше, чем на Лешу. Со временем мы отдалились и перестали понимать друг друга. Позднее я узнала, что у Леши появилась девочка, которую он любит. Я думаю, это и стало главной причиной, по которой сын ушел из дома и стал редко появляться в школе. Я пыталась с ним поговорить и объяснить, что нужно окончить школу, ведь образование очень важно для дальнейшей жизни. Но Леша категорически отказывался и говорил, что он самостоятельный, что будет зарабатывать деньги и содержать семью. В настоящее время мы с Лешей чаще созваниваемся, чем видимся.
Комиссия по делам несовершеннолетних попыталась помочь Леше и направить его на бесплатное обучение в филиал училища №57 с. Камень–Рыболов по специальности тракторист-машинист широкого профиля. Подросток дал однозначный ответ - нет.
Члены комиссии по делам несовершеннолетних сделали еще один шаг навстречу, предложив маме Леши написать заявление о переводе мальчика в открытую (сменную) школу, куда не нужно ходить на занятия каждый день. По этому поводу была созвана комиссия, но на заседание они не явились.
7 октября состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних, куда были приглашены уже в третий раз Леша и его мама. На комиссию они должны были прийти с заявлением о продолжении обучения Леши в открытой (сменной) школе. На заседание пришла только Татьяна Анатольевна, которая сообщила, что Леша заболел. Она передала членам комиссии заявление на обучение и сказала, что Леша будет учиться, он понял всю серьезность ситуации. В его планах продолжить учебу, работать, а когда ему исполнится 18 лет, пойти в армию.
Хотелось бы надеяться, что решение Леши Корягина не изменится и он действительно пойдет в школу, и это решение станет первой ступенью на пути к осознанной взрослой жизни.
Как выбраться из темного погреба?
В селе Жариково уже несколько лет 6 детей Мерцаловых живут, можно сказать, самостоятельно.
Дом семьи Мерцаловых стоит около трассы. Когда машина с членами комиссии по делам несовершеннолетних подъехала к нему, калитка была завязана, двери закрыты на крючки. Сделано все для того, чтобы в дом никто не попал. По словам начальника подразделения по делам несовершеннолетних И. Горбуновой, большой труд составляет поговорить с кем-то из членов семейства, никто из них не идет на контакт. Хотя такие попытки комиссия предпринимает каждый месяц, но, увидев подъезжающую к дому машину, дети прячутся.
Работа комиссии с этой семьей ведется уже 2,5 года. Как рассказала главный специалист по делам несовершеннолетних и защите их прав С. Курсон, за это время она имела возможность пообщаться с ними только один раз. Социальный педагог коррекционной школы С. Таракановская пыталась вернуть Таню и Сашу в школу, но девчонки прятались в погреб, и вытащить их оттуда было невозможно.
Семья Мерцаловых является одной из неблагополучных и проблемных семей в районе. Старшие мальчишки достигли совершеннолетнего возраста. Один из них сидит в тюрьме, а другой проживает в Пограничном. Семнадцатилетняя Таня, пятнадцатилетняя Саша, их тринадцатилетняя сестра Катя и братик дошкольного возраста живут одни в родительском доме, в то время как мать проживает с сожителем на соседней улице.
Катя до сих пор числится в третьем классе Жариковской школы, хотя должна учиться в 7 классе. Ее несколько лет назад должны были перевести в коррекционную школу, но для этого ей вместе с мамой нужно было пройти медико-педагогическую комиссию, а мама несколько лет подряд не появляется на заседании комиссии. В результате Катя не посещает ни коррекционную, ни общеобразовательную школу.
Ее сестры Саша и Таня числятся в коррекционной школе, но они сбежали и возвращаться туда не желают. Уже на протяжении трех лет девочки не посещают школу.
Мать Галина Александровна иногда приходит к ним домой, готовит обед и уходит вновь. Она нигде не работает, живет на пособие по потере кормильца и на детское пособие.
По слухам, девочки ездят в летний период на поля в Рубиновку, чтобы подзаработать, но это сезонная работа.
Были случаи, когда дети зимой собирали дрова в лесу, чтобы натопить печь, попрошайничали на улицах.
От безысходного положения, привыкнув делать то, что им вздумается, девочки не раз совершали мелкие квартирные кражи. Они залезали через форточки в квартиры и воровали деньги, ценные вещи.
КОММЕНТАРИЙ
Социальный педагог государственного общеобразовательного учреждения Пограничная школа-интернат Светлана Дмитриевна Таракановская:
- Саша Мерцалова училась в школе с 1-го класса, девочка была способной, тянулась к учебе, но, глядя на старшую сестру Татьяну, она стала убегать из школы.
В таком поведении детей полностью виновата мать, которая не следила за ними и бросила на произвол судьбы.
Отца детей сегодня нет в живых, а большую часть жизни он провел в тюрьме, поэтому повлиять на жену и заниматься воспитанием детей он не мог.
Бабушка, которая живет в селе, отказалась помогать внукам, объяснив это тем, что у них есть мать, которая должна ими заниматься.
В данное время преподаватели коррекционной школы делают все от них зависящее, чтобы вернуть девочек в школу и повлиять на нерадивую мать, которая не понимает всю трагичность ситуации, которая сложилась вокруг ее детей.
P.S. Примеров, подобных этим историям, можно привести большое количество.
Кто виноват в несчастьях детей из неблагополучных семей? На этот вопрос трудно ответить. Но на примере Леши Корягина мы видим, что общество, объединив свои усилия, помогло мальчику вернуться на правильный путь. Хочется надеяться, что дети из семьи Мерцаловых будут сильнее своих родителей и возьмутся за ум, чтобы выбраться из «темного погреба».