К делу - с любовью Тамара Петровна Гончарова вот уже 46 лет работает в школе села Богуславка учителем русского языка и литературы. Она с гордостью, как человек, влюблённый в своё дело, вспоминает это время, ни капли не сожалея о сделанном выборе. Особо важно то, что практически вся её семья посвятила свою жизнь школе. Её супруг - Владимир Ильич Гончаров - 25 лет проработал учителем труда, а младшая дочь Наталья Владимировна Шичкина работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
В прошлом году Тамара Петровна праздновала сразу три юбилея: возраст – 65 лет, стаж работы – 45, и столько же лет исполнялось школе с. Богуславка.
- Тамара Петровна, а почему вы выбрали нелёгкий путь сельского педагога?
- Мне кажется, истоки этого выбора лежат ещё в раннем детстве. В то время наша семья жила на Урале. Когда родители уходили на работу, я собирала дворовых малышей и организовывала своеобразный детский сад. Я с ними играла и даже кормила ребят домашней едой.
Задумывалась я над своей будущей профессией и в школе. После её окончания поехала в город Кудымкар (в те времена республика Коми) поступать в педагогическое училище. Но с первого раза поступить туда не смогла. Тогда обучение в нём велось на языке коми, которого я не знала. Пришлось год ходить в семью коми и обучаться их языку.
В 1960 году я всё же поступила в педучилище г. Кудымкар, но в 1961 г., после трагической гибели отца, мы переехали в Приграничье, где учёбу я завершила в училище Спасска-Дальнего.
Учиться было сложно, но интересно. Здесь я получила практические основы педагогической профессии, например, как нужно заполнять журнал, составлять планы, вести уроки. А углубленную теорию изучала позже, уже в институте. В училище было много кружков, например игры на баяне, фотоискусство.
В 1964 году приехала в Богуславку, в эту тогда ещё только отстроенную школу. Новое здание мне казалось просторным и светлым, с большими окнами и картинами на стенах. Здесь я и проработала 46 лет, 13 из которых была завучем и год - директором.
После училища сразу же поступила в педагогический институт г. Уссурийска. Училась на филологическом факультете заочно, уже будучи замужем. - Почему вы решили остаться работать именно здесь, в Богуславке?
- Я ещё во время учёбы в училище проходила в этой школе практику в классе заслуженного учителя Татьяны Титовны Лимарь, моего наставника. Поэтому у меня вопроса в выборе места работы не было. Я вернулась в школу и стала классным руководителем в уже знакомом классе Татьяны Титовны.
В этом году моим первым ученикам исполняется по 54 года. У большинства из них уже давно появились свои внуки. Но они не забывают меня. Своих бывших учеников я каждый день встречаю в селе, а те, кто далеко, приезжают, навещают меня. - Среди ваших учеников есть такие, кто вернулся в школу уже в качестве педагога?
- Да, среди моих коллег есть и бывшие ученицы. Это А. Н. Байдракова, О. Ф. Радченко, а также моя дочь – Н. В. Шичкина, которые работают в школе уже далеко не первый год. Особенно тесно я сотрудничаю с Анной Николаевной Байдраковой. А молодой учительнице В. В. Федореевой, не так давно пришедшей в наш коллектив, я стараюсь помочь, например, при подготовке к уроку или даю необходимую для работы литературу. - Тамара Петровна, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы поднять престиж нашей современной школы?
- Престиж школы зависит от многих факторов. По моему мнению, должна быть тесная связь между властью, учителем, учеником и родителями. Уважение к педагогу необходимо воспитывать в школьнике всеми уровнями общества, а в первую очередь - родителями. Ведь как они будут относиться к школе, так будут относиться и их дети.
Наши родители имели по четыре класса за плечами, но это не мешало им быть хорошими людьми. И в нас они воспитывали любовь к школе, знаниям, учителю. А сейчас, бывает, у родителей «по четыре высших образования», а воспитания никакого. Бескультурными растут и их дети.
Но с другой стороны, а как они будут относиться к преподавателю после просмотра, к примеру, «Нашей Раши», где показан глупый и непонятный персонаж учителя-взяточника? На телеэкране почему-то не увидишь положительный образ педагога. - Согласен. С образом Снежаны Денисовны авторы этого проекта, мягко сказать, перестарались. Быть может, её реальный прототип и живёт где-то в Воронеже, но только не в нашем районе. Тамара Петровна, а каким качеством должен обладать молодой преподаватель, который выбрал путь учительства?
- Прежде всего, он должен иметь призвание педагога, испытывать любовь к своему делу. Без этого не получится взаимопонимания с детьми, а следовательно, и работы в школе. В классе не нужны просто урокодатели, нужны педагоги, вкладывающие душу в свою работу. - А вы занимаетесь на уроке воспитанием?
- Обязательно! Урок без воспитательных моментов – это не урок. Даже то, как учитель входит в класс, уже имеет воспитательное значение. Учитель должен быть собран, все свои личные проблемы оставлять за дверью класса.
Я всегда старалась, чтобы ученики полюбили русский язык, много лет вела кружок «Русское слово».
Кроме того, в каждом ученике важно воспитать просто хорошего человека. Например, на 23 февраля мы с ребятами делали посылки военнослужащим, однажды собирали вещи в приют. Причём к этому делу подключались и учителя, и школьники других классов. Такие акции воспитывают в детях доброту и отзывчивость к чужим проблемам. - Тамара Петровна, а чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Как отдыхаете? Есть ли у вас какие-либо увлечения?
- Каждый год я жду лето, чтобы можно было спокойно почитать любимые и интересные книги, отдохнуть от школьной классики. Люблю читать простые, лёгкие романы о жизни и любви. Смотрю фильмы об этом, некоторые сериалы. Кстати, охотно слежу за героями телепроекта «Дом-2», что, правда, вызывает недовольство домочадцев, которые часто критикуют это шоу.
В молодости мы всей семьёй выезжали на реку, а теперь лето проходит больше в домашних делах. Когда в гости приходят внуки, я стараюсь испечь им что-нибудь – пиццу или пирожки. Летом не обходится без огородных хлопот. Варю варенье, закрываю банки. - Знаю, что этот учебный год будет завершающим в вашей педагогической работе. Не жалко покидать школу?
- Конечно, мне будет очень тяжело расставаться с ней, со своим коллективом и учениками. От этой мысли мне становится очень грустно. Но ничего не поделаешь, возраст берёт своё. Я буду очень скучать по работе.
Мне придётся лишь перебирать старые фотографии, вспоминая прошлые годы и своих учеников. Это всё я считаю своим богатством.
Сергей ТАТАРИНОВ.
Фото из семейного архива Т. П. Гончаровой.