Каждому объекту – свой паспорт В нынешнем году исполнилось пять лет, как в нашем районе вместо прежнего бюро технической инвентаризации действует филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю, где ведет прием клиентов, выдает документы, заведует архивом Татьяна Журавлева. С ней мы и ведем разговор о делах и проблемах, которые приходится решать этой важной для района службе.
- Татьяна Ивановна, если судить по количеству дел, которые имеются в вашем архиве, то объем работ у вас поистине необъятный.
- Объем работ у нас действительно очень большой, да и мера ответственности немалая, так как мы решаем жизненно важные вопросы для граждан, для юридических лиц, связанные с собственностью, с недвижимостью, а ведь такие вопросы касаются почти каждой семьи, каждого предприятия и всего хозяйственного комплекса района. - Какова основная задача вашей организации?
- Изначально отделения БТИ создавались как центры инвентаризации и учета объектов недвижимости. По сей день эта сторона деятельности в числе приоритетных. Помимо основной ивентаризационной деятельности, мы разрабатываем и предлагаем максимально полный и разнообразный комплекс услуг. - Например?
- В настоящее время мы в основном занимаемся инвентаризационной работой, а для проведения землеустроительных работ, оценочной деятельности по нашей заявке из краевого центра приезжают специалисты нужного профиля и проводят такие работы. Нам дорог каждый клиент. Причем клиентов среди населения с каждым годом становится все больше, ведь без технического паспорта на квартиру, дом или дачу не обойтись.
К тому же принимаем участие в создании единой системы государственного кадастра недвижимости. В скором времени в соответствии с законом о государственном кадастре недвижимости станут единым целым понятия земли и недвижимости, а механизм учета превратится в более простой и прозрачный. - Как обстоят дела по учету и инвентаризации объектов недвижимости в целом по району, как вы работаете с сельскими и городской администрацией?
- У нас есть инвентарные книги по каждому населенному пункту. И есть отдельная книга «Инвентарные дела на объекты внешнего благоустройства и инженерные сети». Со всеми администрациями поселений у нас сложились деловые, нормальные отношения. Приведу конкретные примеры нашего делового сотрудничества. Администрация Сергеевского сельского поселения заказала пакет документов на дороги и на объекты недвижимости. И мы им такой пакет сделали.
С самой лучшей стороны из всех руководителей сельскохозяйственных предприятий хотелось бы отметить директора ОАО «Жариковское» В. Кравчука, который оказался единственным, кто передал весь имеющийся в селе неприватизированный жилфонд на муниципальный баланс. А во всех других селах жители вынуждены оформлять свои имущественные права через суд, причем не минуя нас.
Попутно замечу, что главе Жариковского сельского поселения Л. Антонюк пришлось столкнуться с рядом трудностей и проблем при оформлении правоустанавливающих документов на жилой фонд в связи с тем, что в этом самом большом по числу жителей селе в нашем районе возникла путаница с нумерацией домов. Пришлось по сути дела переделывать все документы на собственников жилья. - А какие чаще всего возникают проблемы и с чем они связаны?
- Если в собственность оформляется индивидуальный жилой дом, то в БТИ надо изготовить кадастровый паспорт, который не ограничен сроком действия и уже с ним следует обращаться в федеральную регистрационную службу для получения свидетельства о регистрации права собственности, за кадастровый паспорт домовладельцу придется заплатить сумму в 1741 руб., 57 коп. и за свидетельство о регистрации права собственности - госпошлину (если этот дом не перестраивался). А вот если речь идет не об отдельном доме на одного хозяина, а на часть жилого дома, к примеру, двухквартирного, то в этом случае необходимо в БТИ оформлять бумаги для выделения, обособления именно части жилого дома, изготовления кадастрового и технического паспортов для дальнейшей регистрации именно той части дома, на которую оформляется право собственности. Конечно, на все это потребуется немало бумаг, времени, но таков порядок, которому мы должны следовать, особенно когда речь идет о правах наследования, продажи, дарения, аренды и т.д. - Читатели спрашивают, как оформить в собственность гараж?
- Каждый гараж – это два объекта недвижимости имущества: непосредственно само помещение (гаражный бокс) и земельный участок под ним. А значит, оформляем право собственности и на то, и на другое. В настоящее время у подавляющего большинства владельцев гаражей нет на руках никаких правоустанавливающих документов. То есть, владея недвижимостью, человек не является ее собственником, следовательно, не может распорядиться: сдать в аренду, подарить, продать. Регистрировать свою собственность – это право, а не обязанность. Если хозяин не планирует совершать сделки с данным недвижимым имуществом, то оформление все равно обязательно. Ведь это имущество облагается налогами на имущество, земельным - это прямое пополнение бюджета района. В любом случае, чтобы продать или подарить свой гараж, вам надо обращаться к нам. Прежде всего необходимо подать или представить заявление от председателя гаражного кооператива на изготовление кадастрового паспорта. Допустим, в каком-то ГСК находится 15 боксов, и в данном случае существуют два варианта оформления кадастрового паспорта: или необходимо оформлять кадастровый паспорт на каждый бокс в отдельности, или же на все 15 боксов сразу, надо представить справку от председателя ГСК, в которой следует указать, какой бокс (номер) принадлежит физическому лицу и указать почтовый адрес нахождения ГСК (его следует взять в отделе градостроительства и архитектуры администрации района) и кадастровую выписку на земельный участок в отделе управления Росреестра (бывший отдел землеустройства, возглавляемый В. В. Скороход). Вот, собственно, и весь перечень необходимых документов, который нужно представить в нашу службу, чтобы оформить право собственности на гараж. - А если, к примеру, объект временный, то нужно ли на него иметь техпаспорт?
- Нам часто приходится иметь дело со строениями, которые возводились как временные, но затем «реконструировались», «модернизировались» и в результате становились капитальными. Причем это сегодня не всегда подтверждено документами. Но все некапитальные здания и сооружения должны иметь техпаспорта с обязательной отметкой, что они являются некапитальными объектами. - Кстати, при таком объеме дел как хранится ваш архив?
- Хранится в нормальных условиях. Как показала проверка «Роснедвижимости», и температурный режим, и уровень влажности у нас соответствуют норме. Все данные заносятся ежедневно в специальный журнал. Места для хранения у нас тоже хватает, есть резервы и на будущее. В настоящее время у нас хранится 4185 дел. В этой связи хотелось бы поблагодарить главу района Э. Н. Блинова за предоставленное нашему участку без лишних хлопот и проволочек отдельное и благоустроенное помещение в 5-этажном доме в центре поселка, а то ведь раньше БТИ где только ни ютилось. Анатолий ДАРНЕВ.
Фото автора. На фото: Т. И. Журавлева.