Чем недовольны жильцы? Второй год действует на территории района государственная жилищная инспекция, осуществляющая контрольные функции по соблюдению требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений. В сферу жилищных отношений вовлечены собственники и наниматели жилых помещений, собственники жилищного фонда, управляющие организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги. Какого рода жалобы, обращения, заявления поступили за этот период в жилищную инспекцию, чем больше всего недовольны потребители коммунальных услуг – об этом наш разговор с руководителем государственной жилищной инспекции по Пограничному району О. А. Александровым.
- Олег Александрович, давайте вернемся к исходной точке и напомним, какие функции и задачи возложены на этот государственный орган?
- Контроль за соблюдением норм жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений является одной из основных задач госинспекции и включает в себя множество направлений. Это выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, контроль за техническим состоянием жилфонда, общего имущества в многоквартирных домах и их инженерного оборудования, осуществлением мероприятий по подготовке жилфонда и общего имущества домов к сезонной эксплуатации, рациональным использованием в многоквартирных домах топливно-энергетических ресурсов, воды, за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение) и пр. Перечень проверочных функций большой, но важно отметить, что контролируется всестороннее исполнение жилищного законодательства как со стороны коммунальных организаций, так и со стороны самих граждан – нанимателей или собственников жилья. - В основной массе какого характера обращения поступают к вам, на что люди больше всего жалуются?
- Больше всего претензии граждан касаются вопросов технического содержания домов и помещений общего пользования, а также проведения текущих ремонтов (особенно подъездов домов), капитальных ремонтов в домах, в том числе крыш, подвалов, коммуникаций систем водоснабжения, канализации. Немалое число жалоб поступает на ликвидацию последствий аварий. Допустим, после аварии систему восстановили, течи остановили, а подвал так и остается залитым. Или такой пример: с линии теплоснабжения поступает в дом пар, в результате чего нарушаются температурный режим и уровень влажности в жилом помещении. На скорость устранения аварий в системах нареканий как раз не так много, с этим коммунальные службы справляются оперативно, но до конца последствия не устраняются, и это вызывает волну жалоб. - Как часто приходится вам вмешиваться в ситуацию, реагировать на обращения граждан?
- За прошлый год было проведено 59 инспекторских проверок, из которых одна плановая, остальные внеплановые, то есть по жалобам и сигналам граждан. Выявлено 29 нарушений, составлено 10 протоколов в адрес собственников жилых помещений и обслуживающей организации. По всем проверкам составлены акты, выданы предписания, предупреждения, не обошлось и без штрафных санкций. Штрафы применялись к собственникам квартир за самовольную перепланировку в ходе проведения ремонтов. - Олег Александрович, знаю, что вы проводили проверку состояния дома по ул. Советской, 66 «А», о бедах жильцов которого подробно рассказывала наша газета. Какое с вашей стороны сделано заключение?
- Осмотр дома проведен визуальный, так как техническое обследование с выдачей экспертного заключения проводится лицензированными организациями. Осмотр проводился с целью выявления признаков снижения прочности и надежности строительных конструкций дома до недопустимого уровня. В акте зафиксированы деформации межкомнатных перегородок квартир 1-го этажа, в отдельных квартирах полы имеют значительные просадки, есть перекосы дверных коробок и другие повреждения. Дом имеет осадку относительно асфальтового покрытия дворовой территории, в результате при выпадении осадков вода поступает в подъезды, также требует ремонта кровля. Отсутствует подвал, из-за чего нет возможности осмотреть состояние фундамента. С моей стороны сделан вывод, что здание дома требует более глубокого обследования районной комиссией, которая дает заключение по признанию помещения жилым либо непригодным для проживания, многоквартирного дома - аварийным. - Приходилось разбираться по оплате за электроэнергию, которой жильцы пользуются при освещении мест общего пользования? Какие выводы вами сделаны?
- Ситуация по этим видам коммунальных платежей в последнее время стабилизировалась, жалоб не поступает. Внутридомовые расходы электроэнергии оплачиваются жильцами коммунальных домов, и это законно. Разница в том, что одни платят по общему счетчику, другие по расчетному тарифу. - В вашу компетенцию входит контроль за установкой в жилых домах приборов регулирования и учета тепловой и электрической энергии, воды? Как с этим обстоят дела в местном жилом фонде?
- Эти функции входят в компетенцию жилинспекции. Скажу больше, данный вопрос один из актуальных, так как с 23.11.2009 г. вступил в силу Федеральный Закон № 261, направленный на энергосбережение всех ресурсов. В нем как раз говорится об установке приборов регулирования и учета тепловой энергии, воды, электричества, газа в сфере ЖКХ. Работа предстоит глобальная, охват приборами учета многоквартирных домов должен быть максимальным. - Недовольные качеством коммунальных услуг потребители жалуются не только в вашу инстанцию, но и в федеральные, краевые органы. Ведется анализ таких обращений?
- От жителей нашего района за прошлый год на краевой, региональный и федеральный уровни поступило 15 обращений. Их я бы условно разделил на три группы. Первая, которая вмещает в себя наибольшее количество претензий, - это техническое состояние жилья и общего имущества дома. Вторая группа – жалобы на благоустройство территорий, в том числе придомовых. Третья – жалобы на получение жилья, очередность предоставления квартир. Не все жалобы напрямую адресовались в вышестоящие органы, некоторые поступали в органы местной власти и параллельно отсылались выше. - Какого характера жалобы поступали в вышестоящие органы?
- В качестве примера можно назвать такие. Краевые органы отреагировали на жалобу жильцов дома по ул. Буденного, 12, в результате подвал дома более-менее приведен в надлежащий вид. Были жалобы на непринятие мер по благоустройству территорий, спил деревьев, восстановление ливневой канализации и пр. Больше всего недовольств, повторюсь, это на изношенность инженерных коммуникаций в домах, годами не ремонтированные подъезды, ветхие двери, причем такая картина присуща большинству объектов жилого фонда. Исходя из чего, можно предположить, что поток жалоб такого рода иссякнет не скоро.