Дом посылает сигнал «SOS» «Ноу-хау» прошлого века
У этой жилой двухэтажки № 66 «а», расположенной на одной из центральных улиц поселка - Советской, есть свои коммунальные особенности. При ее возведении строители использовали эдакое «ноу-хау» прошлого века – вместо полноценного подвального помещения, где обычно сосредоточены инженерные коммуникации с канализацией, сетями водопроводными и теплоснабжения, обошлись техническим подпольем. Оттого выглядит этот дом приземистым, словно вросшим в землю.
Сегодня трудно сказать, чем руководствовались строители, применяя для жилой 16-квартирной постройки такой упрощенный проект. Вряд ли забота об удобствах жильцов и практичность в эксплуатации сетей, помещенных в техническое подполье, имели тогда значение. Скорее главенствовал принцип – построить быстро и дешево. А если учесть, что строился дом в далеком 1965 году и с тех пор инженерные коммуникации ни разу капитально не обновлялись, нетрудно представить, в каком плачевном положении оказались жители дома.
Честно говоря, мысленно вообразить, что же собой представляет устройство коммунальных сетей в подполье (читай - под полом), у меня не получилось, пока не увидела все своими глазами и не услышала пояснения обитателей дома.
Самое незавидное положение, само собой, у жильцов первого этажа. Это у них под полом пролегают стояки и все другие инженерные системы. Изношенные за десятки лет коммунальные сети коробят всю конструкцию жилых помещений.
- Посмотрите, как уже просело подполье, стояк уходит в землю, - показывает мне Раиса Петровна Иванова, проживающая в квартире № 11. – Я замучилась замазывать стены, подклеивать обои. Пол оседает, отчего корежит стены, но самое скверное, что практически регулярно засоряется канализация, вода течет из-под унитаза, ванны, порой протекает в подъезд. Мне уже 74 года, не могу же я бесконечно ремонтировать квартиру только потому, что старый дом с отжившей свой век канализацией превращается в ветхое строение.
Действительно, создается впечатление, что в ее квартире все строительные конструкции живут своей, отдельной от общего строения жизнью. Пол медленно, но верно оседает вниз, отделяясь от стен с плинтусами. Перегородки отделяются от потолка, осыпая штукатурку, оставляют по всему периметру квартиры глубокие трещины. И при этом пожилая женщина каждый год переклеивает обои, прикрывая таким образом неприглядный вид потрескавшихся стен.
Главная нелепость проекта жилого дома с техническим подпольем в том, что доступ к инженерным коммуникациям осуществляется через квартиры жильцов первого этажа. Через подполья сантехники в аварийных случаях пробираются к трубам, чтобы устранить неполадки. С этим больше других «повезло» Людмиле Алексеевне Таракановской. В ее квартире № 12 устроено аж два подпола с доступом к основным узлам теплосетей и водопровода. Один - сразу в прихожей, второй подальше – в спальной комнате.
- Зато в квартире всегда тепло, вентили ведь у нас под полом расположены, в наших руках разводка и регулировка теплоснабжения, - не теряя чувства юмора, поясняет женщина. – А если серьезно, то, конечно, бед мы с канализацией под полом натерпелись. Никто не знает, какого диаметра трубы там установлены. Одно ясно, что заменить их нужно было давно, настолько они за годы затрамбовались всякими отложениями, так засорены жировыми пробками, что забиваются регулярно. Через каждые две недели, в лучшем случае через три, приходится вызывать коммунальщиков для прочистки канализации. Бывает, за день пробить не могут, а мы живет в этом «аромате».
Правда, как поделились женщины, они уже давно сами освоили «мастерство» прочистки канализации. Со всеми подробностями «живописали», как они, не дожидаясь сантехников, открывают подполье, снимают чопик с канализационного узла и упорно орудуют змейкой, открывая из квартиры № 12 путь для стока канализационных вод всего подъезда. Второй канализационный узел расположен в другом подъезда также в квартире на первом этаже.
Защитник жильцов из Москвы
В последнее время в эту жилую двухэтажку зачастили комиссии из представителей коммунальных структур. К слову сказать, взбудоражили их активность отнюдь не сами обитатели дома, а бывший его жилец Андрей Абрамов, который родился в нашем районе, служил начальником погранзаставы, сейчас проживает в г. Москва. В этом доме живут его престарелый отец, сестра. Побывав у них в гостях, увидел, в каком неприглядном состоянии находится старая жилая постройка, и решил помочь родным людям и бывшим соседям добиться капитального ремонта в доме.
Действует он на основании доверенности жителей дома, которые уполномочили его представлять их интересы во всех учреждениях и организациях, судебных, административных и правоохранительных органах с правом подачи жалоб, заявлений, ходатайств и пр.
Принимать меры Андрей Викторович начал настойчиво. Письма за его подписью поступили в коммунальные службы, в администрацию Пограничного городского поселения, в ведении которой находится поселковый жилой фонд, в другие инстанции, имеющие прямое отношение к оказанию коммунальных услуг. Пришло такое письмо и в адрес редакции нашей газеты. Оно и стало основанием для подготовки данного газетного материала.
Автор, защищая права жильцов, оперирует целым пакетом законодательных документов, в том числе положениями Закона РФ «О защите прав потребителей». В частности, ссылается на статью 7-ю данного закона, согласно которой «потребитель имеет право на то, чтобы коммунальные услуги были безопасны для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу».
В своем письме он также сообщает, «что жильцы дома часто обращаются в обслуживающую организацию по поводу устранения аварийных ситуаций, однако из-за сильного износа инженерных систем мелкие ремонты не дают положительного результата».
Коммунальный тупик
Первые шаги далекого защитника жильцов дома оказались не столь уж напрасными. Самое ценное – они разбудили инициативу снизу, т. е. самих жителей дома. А ведь нужно признать, что они не так уж настойчиво привлекали внимание коммунальных служб и местных властей к сложившейся в доме ситуации, иначе инженерные сети были бы здесь давно отремонтированы. Так думается, потому что еще несколько лет назад, когда активно работал внебюджетный фонд, положение с финансами в районе на ремонтные цели было куда благополучнее, чем сейчас.
И вот недавно обитатели дома дружно собрались на общее собрание. Пригласили поучаствовать в нем представителей отдела ЖКХ Пограничного городского поселения, руководителя обслуживающей организации МУП «Коммунсервис» Сергея Кучерова. В повестке собрания значились вопросы выбора старшего дома, принятие и утверждение устава дома. Старшим дома избрали энергичного человека Бориса Матвеевича Кузнецова, который настроен вести конструктивный диалог с коммунальными службами.
На собрании заинтересованные стороны повели разговор о главной проблеме – есть ли у жильцов перспективы увидеть в своем доме обновленные инженерные сети? Именно эта проблема сейчас остается первоочередной. Собрание проходило в спокойной деловой обстановке, чему в немалой степени поспособствовал проведенный недавно в доме основательный ремонт электропроводки. Люди выражали искреннее удовлетворение, что была услышана и другая их просьба – очистка чердака от мусора. Коммунальщики вывезли с чердачного помещения 4 машины накопленного за десятки лет мусора, среди него - много изломанного шифера, который ремонтники при починке кровли просто сбрасывали на чердак.
А вот вопрос капитального ремонта инженерных коммуникаций зашел в тупик. Директор МУП «Коммунсервис» С. Д. Кучеров процитировал жильцам подписанный ими же 20 сентября 2009 года договор с обслуживающей коммунальной организацией на обслуживание общего имущества дома с указанным перечнем работ. Что касается капитального ремонта дома, инженерных систем, оборудования, то на эти цели бюджетные средства вообще не предусмотрены. Финансирование работ может быть осуществлено за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ при соблюдении порядка, установленного 185 ФЗ, - уточнил выступающий.
- Если будут изысканы источники финансирования, я гарантирую, что подберу бригаду строителей либо найму специалистов и сделаю ремонт кровли, инженерной системы. Я не меньше вас в этом заинтересован, потому что новое оборудование обслуживать легче, чем вконец обветшавшее. Согласен, что проблема эта назрела, но в нашей коммунальной организации денег на такой серьезный ремонт нет, - подвел черту Сергей Дмитриевич.
Какие рычаги могут задействовать жители, чтобы капитальный ремонт их дома состоялся? Один из вариантов, это участие в программе адресного капитального ремонта многоквартирных домов, определенной ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Для этого жильцам необходимо организоваться в такую форму управления домом, как товарищество собственников жилья (ТСЖ). Пока в нашем районе создано одно ТСЖ, но чтобы включиться в программу, следует иметь хотя бы 10% ТСЖ, а это порядка 8-9 многоквартирных домов. Можно предположить, на какое далекое будущее отодвигается ремонт в доме.
Похоже, что жителям дома придется побороться за свои права. Для этого есть законные пути, выбор которых должны сделать сами жители дома.
В настоящее время свои выводы по состоянию дома сделал руководитель государственной жилищной инспекции на территории Пограничного муниципального района Олег Александрович Александров, который организовал комиссионную проверку дома. Дадут свою оценку другие специалисты, участвующие в проверке. Последнее заключение сделает межведомственная комиссия по признанию помещения жилым, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу. Так что точку в этой ситуации ставить рано.