В цветочном царстве - с клубочком пряжи В светлой квартире с высокими потолками встретила меня хозяйка Ольга Александровна Бурая. Приметила я ее увлеченную натуру на мастер-классе в межпоселенческой библиотеке, где собирались рукодельницы-вязальщицы.
Справка «ВП» Ольга Александровна Бурая. Пенсионер, ветеран труда, около тридцати лет отдала военторгу, работала продавцом, старшим продавцом и заведующей магазином.
У Ольги Александровны двое детей – старшая Евгения и Алексей, подрастает внук Василий.
Увлечения: огородничество, цветоводство, вязание.
Тогда Ольга Александровна скромно сидела в своем чудесном пушистом костюме, связанном на спицах, который говорил о ее мастерстве и вкусе. А когда рукодельница призналась, что вяжет не только платья, костюмы, но и пальто, а во времена тотального дефицита исполняла ажурные тонкие чулки, мохеровые шляпки и прочее, прочее, то ее умениям подивились все собравшиеся.
…Ольга Александровна пригласила меня пройти в дом. И вместе с ее мамой, 82-летней Марией Петровной Урюпиной радушно предложили посмотреть их рукодельные запасы, которых в шкафах оказалось немало.
Мария Петровна то и дело нахваливала теплые пальто, связанные дочкой, предлагала посмотреть то или иное изделие, отмечая его особенности – красивый узор, сложность исполнения. И к ее словам Ольга Александровна с почтением прислушивалась, ведь Мария Петровна тоже знает толк в рукоделии.
- У меня тяга к рукоделию, наверное, передалась по генам, - призналась Ольга Александровна. – Мама в свое время научила меня вязать, у нас по женской линии навыки передаются из поколения в поколение. Семья многодетная, у мамы даже есть серебряная и бронзовая медали материнства. Несмотря на огромную занятость, все равно по вечерам моя мама выкраивала время для рукоделия и нас приучала не сидеть без дела.
Мария Петровна – труженица тыла, вся жизнь прошла в заботах и хлопотах. Еще подростком с 1941 года работала на колхозных полях.
В этой семье с уважением и пониманием относятся к старшему поколению, помнят и чтут традиции, домашний уклад. Отец Марии Петровны - Петр Александрович Смирнов, работал управляющим Чапаевским колхозом в Барановке, мама – Аграфена Ивановна, тоже большая труженица, вырастившая девятерых детей. Она-то привила всем своим детям любовь к труду, стремление к прекрасному.
- Я тоже много вязала по молодости, обвязывала детей, - вспоминает Мария Петровна. – Жили трудно, но некоторые нам завидовали: «Кудряво живете!», потому что мои ребятишки ходили в красивых шапочках, шарфиках, рукавичках, свитерах. По необходимости вязали, ведь модных по тем временам вещей было не достать. Сами справляли себе обновки, украшали дом покрывалами, подзорниками.
Наверно, тоже по этой причине, как и многие другие женщины советских времен, обратилась к рукоделию и Ольга Александровна. И своих двоих детей старалась нарядить покрасивее в нарядные шапочки, пинетки. Освоила и спицы, и крючок, отработала такую скорость вязания, что даже крупная вещь не занимала особенно много времени. Тогда в гардеробе появились ажурные платья, пушистые кофты и теплые пальто.
- Стабильно много стала вязать лет с 19, когда вышла замуж. Но на продажу никогда не вязала, только для семьи, для себя, - говорит хозяйка дома.- Ночь посидишь со спицами или крючком, зато наутро в новом на работу идешь. Сейчас необходимости вязать вещи нет – все можно в магазине, на рынке купить. Но все равно хочется что-то свое придумать, сделать.
Из недавнего – кофточка как у героини одного из сериалов. Подсмотрела силуэт, выбрала пряжу, узор – и вот модная новинка радует глаз. Конечно, начинающая рукодельница с лету не сможет «расшифровать» узор, виденный несколько минут на телеэкране, справиться со сложной выкройкой, но у Ольги Александровны богатый опыт. Есть у нее и любимые приемы, один из таких – вязание платьев спицами сверху вниз безотрывным способом, чтобы без швов и по фигуре.
…Наш разговор в гостеприимном доме Ольги Александровны проходил под беспокойный аккомпанемент хозяйской любимицы. Шестилетняя овчарка, чуя постороннего человека, взлаивала в соседней комнате, волнуясь за хозяев. Четвероногая умница и ее забавные поступки – непременная тема для разговоров с гостями.
Но собаководством и вязанием не ограничивается список хобби хозяйки. На широких подоконниках и на полу в светлых комнатах - цветочные горшки с чудесными цветами. Фиалки-сенполии поражают обильным цветением и необычностью окраски, пуансеттия радует кумачовой яркостью листовых розеток, напоминающих соцветие, отлично чувствует себя мандарин, разрастается диффенбахия и другие капризные комнатные цветы – красивые, но с труднопроизносимыми названиями.
Мой же взгляд приковал огромный антуриум на подоконнике. С множеством глянцевых красных цветов-сердец, размером с две ладони, настолько мощно выглядит это растение, что непривычно видеть цветы, которые расположились где-то ближе к потолку.
- За антуриумом, азалиями и цикламенами ухаживает сын Леша, - пояснила хозяйка, - он в Интернете выискивает советы по уходу за ними. Какому-то цветку требуется особое освещение, какой-то в определенное время нужно кусочками льда обложить, чтобы создать необходимые для цветения условия. Сын занимается и аквариумом.
Комнатное цветоводство – только часть любви моей героини к растениям. Нравится Ольге Александровне, бывшей сельской девчонке, во-зиться на грядках, будь-то цветочные или огородные. Кому-то, может быть, огородничество – тяжкая повинность, а ей, наоборот, в удовольствие наблюдать за поднимающимися ростками, радоваться тому, как крепнут и наливаются силой саженцы, рыхлить и полоть, подвязывать и поливать благодарные за уход растения. Не в тягость ей и стоять у жаркой плиты и закатывать банки с консервацией, которую оценят родные и близкие потом, когда укроет землю белое покрывало, и хрустящие огурчики, упругие помидорки из банок, ароматное варенье разбудят воспоминание о благодатном лете.
…Не балует жизнь мою героиню, приходится ей переживать за своих детей-инвалидов, но она не жалуется и продолжает видеть в людях - доброту, красоту - в окружающем ее мире.