Ирина Григорьевна Свиридова – судья Пограничного районного суда. Замужем, двое сыновей, старший после окончания университета служит в армии, младший учится в 5 классе. Есть домашние любимцы – собака и две кошки. Любит природу и тонкий юмор, в свободное время читает детективы Александры Марининой, романы Людмилы Улицкой, иногда перечитывает классику.
Не терпит некомпетентности авторов, пишущих детективы, снимающих сериалы и фильмы на правоохранительную тему. Переключает телевизор, если начинаются передачи «Час суда», «Федеральный судья» и им подобные, считая их только шоу, в котором сквозит дилетантство.
В детстве Ирина мечтала изу-чать иностранные языки, стать лингвистом. Но подала документы в юридический институт. Училась на вечернем отделении Всесоюзного Московского юридического заочного института, а днем Ирина работала в суде, сначала секретарем, затем секретарем судебного заседания.
С первых дней учеба и работа увлекли, захватили ее. Нелегко было: приходилось совмещать работу и учебу, но трудности не пугали. С интересом девушка изучала новые дисциплины, набиралась опыта, знаний в разных отраслях права. Ее карьера пошла вверх. К окончанию института работала начальником юридического отдела крупного предприятия Нижнего Новгорода.
В 1986 переехала в Приморье, первое время работала в «Дальморепродукте», создала семью, где родился первенец. Потом вновь работала юристом на предприятии. Позже была приглашена в управление юстиции администрации Приморского края в судебную группу, которая курировала суды на местах. Тогда и пришла мысль попробовать свои силы в качестве районного судьи.
Ирина Григорьевна выдержала экзамен, предстала перед квалификационной комиссией коллегии судей Приморского краевого суда, ее кандидатура была одобрена Думой Приморского края, а затем документы поступили на подпись Президенту РФ для утверждения. Около года длилась непростая процедура утверждения нового судьи. И вот уже более 13 лет отправляет правосудие в Приграничье судья Ирина Григорьевна Свиридова. - Ирина Григорьевна, вы помните свои первые дела, рассмотренные в качестве судьи?
- С первого дня была загружена делами. Были гражданские дела, административные, уголовные дела, в том числе тяжкие и особо тяжкие. И это пошло на пользу – чем больше я была загружена, тем быстрее набиралась опыта. - Какие дела вам интереснее рассматривать?
- Мне нравятся сложные уголовные дела, которые можно назвать проблемными, непростыми. Интересно разбираться в тонкостях, применять свои знания в разных областях.
Из «громких» дел рассматривала дело о контрабанде, когда с подачи высоких чинов от таможни был пропущен без досмотра вагон с контрабандным товаром. Позже в телепередаче «Честный детектив» на канале «Россия» был показан сюжет, посвященный этому делу.
Рассматривала я нашумевшее дело о вооруженном нападении на автобус с китайскими туристами.
Это были дела чрезвычайно интересные, но сложные своей громоздкостью, многотомностью, они потребовали больших временных затрат. - Как вы считаете, каким должен быть идеальный судья?
- Одного запаса знаний недостаточно, судья должен любить свое дело. У нас интересная профессия, мы помогаем обществу быть здоровее. Нужно быть беспристрастным, объективным. Но беспристрастие - не значит равнодушие. Равнодушным быть нельзя! Поскольку судья работает с людьми, он должен любить людей, быть хорошим психологом. - Каких дел в вашей практике больше?
- Много рассматривается дел по кражам, преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, нарушением таможенного законодательства. К счастью, преступления против личности не столь распространены. Радует, что трудовых споров в последнее время меньше, значит, растет юридическая грамотность работодателей.
Тревогу вызывает возросшее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. В последнее время участились кражи с участием подростков. И в том числе из благополучных семей.
Рассматривала дело, когда подросток за короткий промежуток времени совершил большое количество краж, в том числе квартирных, с причинением значительного ущерба гражданам. Подросток из обычной семьи, но родители находились в разводе, ослабили внимание за ребенком, не могли договориться друг с другом, определить судьбу сына: где должен жить, где учиться, чем заниматься. Видимо, пытаясь обратить на себя внимание родителей, он совершил много краж, в том числе с проникновением в квартиры. Несовершеннолетний был приговорен к реальному лишению свободы.
Больше стало поступать дел, связанных с вымогательством подростками с применением насилия, угрозой применения насилия. - Ирина Григорьевна, в суд с позитивом обычно не идут, но, может быть, какие-то дела вызывают у вас положительные эмоции?
- Есть категория дел, которые неизменно при всей моей непредвзятости и невозмутимости вызывают внутреннюю радость. Это дела о двойном усыновлении. Рассматривая дело, я рада как за ребенка, обретшего семью, так и за родителей.
Что касается восстановления в родительских правах, то на моей практике таких случаев не было…
Вообще все рассмотренные дела имеют положительные результаты: по уголовным делам, когда лицо, совершившее преступление, понесло справедливое наказание, а по гражданским делам – когда разрешена тяжба, стороны которой не могли прийти к согласию без обращения в суд.
Приятно, когда твои решения оставлены в силе вышестоящим судом. - Ирина Григорьевна, вы счастливый человек?
- Я люблю свою работу, довольна семьей. С детьми у нас взаимопонимание, они меня очень любят и уважают. Считаю, чем больше любви отдашь детям, когда они подрастают, тем больше получишь потом.