Нет права собственности? Подтвердите В редакцию обратились пенсионеры с рядом вопросов, касающихся оформления имущества в собственность. Ответы на них дает юрист Пограничного городского поселения Наталья Федорцова.
Валентина Дмитриевна: «Живу в частном доме, составила завещание на дочь. Если не оформлю дом в собственность, будет ли моя дочь после моей смерти его хозяйкой, сможет ли его продать?»
- Если завещание составлено в установленном законом порядке, значит имеется документ, подтверждающий право собственности на дом. Дело в том, что нотариус оформляет завещание только при наличии документов, подтверждающих право собственности. Анна Ивановна: «Купила дом в 1997 г. Могу ли его продать, не оформив в собственность? Он ведь и так мой».
- Наверное, у вас отсутствует государственная регистрация права на недвижимость? Если право собственности у вас возникло до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (то есть до 31.01.1998), и договор зарегистрирован в установленном порядке (например, органами БТИ), то при совершении сделки в соответствии с п. 2 ст. 6 вышеназванного закона возможна одновременная регистрация ранее возникшего права и перехода права к новому правообладателю. В этом случае отсутствует необходимость обязательной предварительной регистрации права собственности. - Если нет завещания и дом не оформлен в собственность, после моей смерти могут ли дети в нем прописаться или продать его.
- Вашим детям сложно будет оформить право собственности на такой дом. В этом случае имущество может быть включено в наследственную массу по решению суда, так как право наследодателя (т.е. ваше) на данный объект не возникло.
Рекомендуем вам самой начать процедуру признания права собственности на дом, в котором вы проживаете. - При оформлении в собственность имеет ли значение размер земельного участка. Слышала, что если он не превышает 8 соток, оформлять необязательно.
- Приобретение права собственности на земельные участки не зависит от его размера. При этом в случаях и в порядке, установленном действующим земельным законодательством, в собственность гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть предоставлен бесплатно. Но и в этом случае данное право на землю должно быть документально оформлено.
Категории граждан, которым в собственность бесплатно предоставляются земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, установлены статьёй 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 г. № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае». Среди этих категорий, например, граждане, которым земельный участок предоставляется бесплатно при организации крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства. Относятся к таким категориям также многодетные семьи, инвалиды II и III групп, инвалиды детства, семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, труженики тыла, ветераны труда, ветераны Вооруженных сил и другие. Перечень всех категорий граждан, которым может предоставляться бесплатно земельный участок, достаточно велик.
На территории Пограничного района решением Думы Пограничного муниципального района от 27.03.2008 г. № 407 «О нормах предоставления гражданам земельных участков в собственность в Пограничном муниципальном районе» установлены максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно.
Более подробную информацию по этим вопросам вы можете получить в отделе по имущественным отношениям и землепользованию администрации Пограничного муниципального района. - Можно ли сейчас встать на очередь на получение жилья для ветеранов?
- Можно, но в порядке общей очереди. По указу Президента РФ в первую очередь обеспечиваются жильём те ветераны, которые приняты на учет до 1 марта 2005.
Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на условиях социального найма ветеран подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.
Заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подается в органы местного самоуправления по месту жительства гражданина.
При подаче заявления предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации и паспорта членов его семьи или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации.
К заявлению прилагаются:
1) документы, подтверждающие состав семьи (справка из органов, осуществляющих регистрационный учет граждан по месту жительства или по месту пребывания, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
2) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
а) выписка из домовой книги;
б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);
в) выписка из финансового лицевого счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданная уполномоченной организацией;
г) выписка из технического паспорта, составленного организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию объектов жилищного фонда (БТИ), с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией. В случае регистрации заявителя и членов его семьи по различным адресам вышеперечисленные документы предоставляются с места их регистрации;
д) справка органов государственной регистрации о проведении сделок с имуществом за предыдущие пять лет и о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи предоставляется на каждого члена семьи;
3) документы, подтверждающие факт отнесения гражданина к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Приморского края.