Милицейская служба: взгляд изнутри Журналистика, как известно, такая сфера человеческой деятельности, когда можно, а иногда даже и нужно для полноты ощущений и восприятия, вживаться в несвойственную тебе роль, выполнять чьи-то функции, о которых раньше знал только понаслышке. Именно такая возможность представилась мне недавно, когда я стал участником пиар-акции «Журналистский призыв в милицию», проведенной в рамках дней Приморской милиции.
Мой наставник на это время – сотрудник штаба ст. лейтенант милиции Сергей Городко после недолгих раздумий предложил в течение дня нести службу стажера оперативного дежурного по ОВД.
Несение службы в дежурной части осуществляется круглосуточно – и день, и ночь, без перерывов, в выходные и праздничные дни. Именно сюда стекается вся информация об оперативной обстановке в районе – от незначительного происшествия до тяжкого преступления. Именно здесь воочию ощущается, в каком напряжении работают те, кто стоит на охране общественного порядка и общественной безопасности.
За те часы, которые я провел в дежурной части, открыл для себя много нового и интересного, но обо всем по порядку.
В 9 часов утра заступаю на дежурство. Штатный дежурный майор милиции Андрей Ландык проверяет сигнализацию, у предыдущего дежурного по ОВД капитана милиции Олега Левченко принимает документацию, а также по описи вооружение и спецсредства.
В это время мимо дежурной части проходил начальник ОВД по Пограничному району полковник милиции Александр Харенко. Я доложил ему о заступлении на дежурство в качестве оперативного дежурного-стажера.
Немного времени спустя на несколько минут на оперативное совещание собрались заступающая дежурная смена и следственно-оперативная группа. А. Харенко без тени улыбки на лице представляет меня сотрудникам и предупреждает, что акция «Журналистский призыв в милицию» имеет вполне конкретную цель: чтобы в средствах массовой информации были отражены достоверные журналистские материалы, рассказывающие без каких-либо прикрас о буднях милиции. Начальники отделов и служб, личный состав дежурной смены докладывают об итогах минувшего дня, о приеме-сдаче дежурства, о задачах на предстоящие сутки.
И вот снова «дежурка», нет, так нельзя говорить, обыденно и приземленно, дежурная часть, где вот уже несколько лет действует система видеонаблюдения, куда поступают сообщения о происшествиях со всего района.
Все телефонные сообщения записываются на регистратор речевых сообщений. Дежурный и помощник, кстати, не имеют к ним доступа, а значит, не имеют возможности удалить запись поступившего сообщения о происшествии. Кстати, начальник штаба и начальник ОВД периодически такие телефонные сообщения прослушивают, а сотрудники штаба осуществляют контроль ежедневно.
Вот и первое телефонное сообщение, поступившее в 9 час. 37 минут. В районе села Жариково на трассе Жариково – Нестеровка произошло дорожно-транспортное происшествие. Сообщение записывается в книгу учета сообщений и происшествий, и на место аварии незамедлительно выезжает группа ДПС. В этом ДТП пострадал пассажир.
Помощник дежурного прапорщик милиции Евгений Сараев уточняет детали происшествия и докладывает дежурному А. Ландыку и мне.
Старший участковый из с. Сергеевка доставил в дежурную часть изъятое у гражданина С. незарегистрированное, а следовательно, незаконно хранящееся в доме ружье. Мы вместе с С. Городко и А. Ландыком передали его в комнату хранения оружия (КХО). Здесь полный порядок, все оружие разложено по полочкам и находится под надежной системой охраны. Кстати, здесь хранятся и спецсредства – бронежилеты, наручники, резиновые палки.
За время моего дежурства всего поступило 12 сообщений.
Например, в селе Бойком некто гражданин В. якобы занимался вымогательством и нанес соседу побои. Выезд на место сотрудников отдела уголовного розыска показал, что между собутыльниками произошли элементарные разборки на почве алкогольного опьянения.
Или вот сообщение из Сергеевки о том, что у гражданки З. были похищены сапоги. При выезде на место происшествия сотрудники ОУР обнаружили, что факт кражи не подтвердился. Сапоги были найдены в квартире заявительницы. Сообщение о совершении кражи оказалось ложным.
Ложным оказалось и сообщение жителя п. Пограничного о попытке изнасилования двух несовершеннолетних девочек в здании бывшей конторы Пограничной птицефабрики. Было еще сообщение и выезд сотрудников ППС на место дебоша. В общем, ничего захватывающего и остросюжетного с точки зрения журналиста. Но, как мне сказали А. Ландык и С. Городко, такие относительно спокойные дежурства бывают не так уж часто. Просто дежурной части в день моего стажерства повезло, что дюжина поступивших сообщений в своей основной массе не носила ярко выраженного криминального характера.
В тот день я сделал для себя немало открытий. К примеру, узнал, что железобетонные кольца, установленные в трех местах вокруг здания РОВД, на которые раньше просто не обращал внимания, есть не что иное, как пулеметные гнезда, служащие для оборонительных действий в случае нападения террористов или бандитов на сотрудников милиции.
Побывал я и в помещении изолятора временного содержания (ИВС). Там находилось 4 человека, задержанных по уголовным делам. Но вот фотографировать в ИВС мне не разрешили.
В 18 часов вечера, как обычно, начался развод нарядов милиции, заступающих в вечернюю смену. Начальник ОВД лично занимается этой работой вместе со своими заместителями и помощниками.
Ответственный от руководства и. о. начальника отдела криминальной милиции Руслан Рябец подробно рассказывает об итогах минувшего дня и о задачах на следующие сутки.
В его задачи входит контроль за выездом оперативных групп по всем поступившим сообщениям. Если возникает необходимость, группы усиливаются дополнительным личным составом, и на место чрезвычайного происшествия в таком случае выезжает и сам ответственный от руководства.
К примеру, Р. Рябцу пришлось в пятницу выезжать в с. Сергеевку, где на следующий день в субботу проводился День села. Там нужно было обеспечить должный порядок, исключить возможность каких-либо происшествий. В день праздника в Сергеевку выезжал наряд милиции, и через каждые полчаса старший группы по мобильной связи докладывал Р. Рябцу об обстановке.
После развода нарядов познакомился с заместителем начальника ОВД по тыловому обеспечению лейтенантом Александром Колотием. И, конечно, у него тоже хватает своих забот. Кстати, как мне сказали, в такой ответственной должности только в Пограничном ОВД служит сотрудник в младшем офицерском чине.
Мое пребывание в роли стажера подходит к концу. Докладываю начальнику ОВД о проведенном дежурстве, о поступивших сообщениях и о принятых мерах. Дежурный А. Ландык и помощник дежурного Е. Сараев, ну и, конечно, сам А. Харенко, благодарят меня за службу. За день, проведенный в отделе внутренних дел, многое удалось прочувствовать на себе: служба здесь, действительно, «и опасна, и трудна». Но на то она и служба, хотя я и был только в роли стажера.