Подростки-отморозки Герои этой печальной истории - подростки Петр и Евгений, связывают их не только один возраст (оба родились в одном году летом), дружба и общие интересы, но и похожая судьба.
Оба выросли в многодетных неблагополучных семьях, где воспитание мальчиков было поставлено на самотек, а родители не пользовались особым авторитетом. Да, в общем-то, о каком воспитании и влиянии можно вести речь, если за последние три года родители Жени привлекались к административной ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ за неисполнение родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей 25 раз!
Старший брат Жени был осужден к условной мере наказания, сам подросток был замечен в токсикомании, попадал в реанимационное отделение с алкогольным отравлением, в 2007 году отбывал 30 суток в центре временной изоляции несовершеннолетних подростков.
У Петра также «богатая» биография. У парнишки за плечами только 4 класса образования и судимость. Есть у него мать, брат и сестры, но предпочитает вольницу - начал убегать из дома с первого класса, а с 9 лет Петя все чаще проживал в семье постороннего мужчины, там же и подрабатывая в пункте приема металла.
На скамью подсудимых, и затем к реальному отбыванию наказания Петра и Евгения привел ряд их противоправных деяний.
Холодно…
В ноябре прошлого года возле рынка «Приморье» днем Петр и Евгений повстречали трех мальчишек, приехавших в райцентр из соседнего села. В тот день Петр был одет не по промозглой ноябрьской погоде: в ветровку, осенние ботинки, в которых мерзли ноги, старые ветхие брюки. Сельские мальчишки выглядели вполне благополучными и чем-то зацепили взгляд Петра.
Петр и Евгений заманили ничего не подозревающую троицу и устроили экзекуцию: Петр начал «отрабатывать удары» руками и ногами на Ч., повалил его на землю и стал пинать. За другого взялся Женя. Один из мальчиков попытался убежать, но был пойман и наказан за побег. Воля мальчиков была сломлена нападавшими - они не звали на помощь, не сопротивлялись, так были напуганы.
Когда Петр бил Ч., резких движений не выдержали брюки и порвались по швам. Рассвирепев, он взял кусок бетонной стены, заботливо поднесенный Женей, и занес его над головой лежащего мальчишки, угрожая разбить голову.
…В нескольких метрах, за забором, кипела обычная базарная жизнь, а здесь царили унижение, страх, боль…
Не вынеся страшной картины, мальчик разрыдался, сдали нервы и его избитого друга, он тоже расплакался. Петр заставил Ч. поменяться с ним джинсами, отдав свои рваные штаны. Приглянулась ему и теплая зимняя куртка с меховым подкладом у Б. Узнав, что отец У. работает в воинской части, Петр потребовал у третьего мальчика принести ему несколько тысяч рублей. И срок назначил - неделю.
Действия Петра и Евгения были квалифицированы по ст. 162. ч.2 УК РФ – нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия.
Купи, тетя, телефон задешево
В конце декабря 2008 года вечером в компьютерном салоне у подростка пропал подаренный мамой телефон стоимостью 7600 рублей.
Как вспоминал потерпевший, поговорив с мамой, он положил телефон на стол, и принялся за компьютерную игру. К нему подошел Петр (кстати, несколько лет назад он уже вымогал у мальчика деньги), они поздоровались, поговорили. Но когда время на игру закончилось, мальчик обратил внимание, что телефон исчез.
В ходе судебного заседания была заслушана свидетельница, которая припомнила, что в конце декабря на рынке к ней подходил Петр и предлагал купить хороший телефон по дешевке. Но она отказалась - закупала продукты к новогоднему столу.
Действия Петра квалифицированы следствием по ст. 158 ч.2 п. «в» КУ РФ как кража с причинением значительного ущерба гражданину.
Ноги мерзнут…
После череды новогодних праздников друзья не угомонились. По-прежнему они любили поиграть в компьютер, но на сей раз совместили приятное с «полезным» для себя. В салоне Петр приметил С., с которым играл рядом, у него ботинки были новыми и теплыми. Вместе с Евгением и его братом они выманили С. из салона. Мальчика завели в строящееся здание гостиницы по ул. Советской, и, подталкивая ударами в спину, привели на 4 этаж.
С. били и Петр, и Евгений, они заставили его снять теплые ботинки, Петр отдал свои старые осенние. После этого, вспоминал мальчик, обидчики взяли в руки палки. Увидев это, парнишка закричал, бросился на балкон и стал звать на помощь. Нападавшие сбежали вниз и вновь вернулись в салон, продолжив игру.
Произошедшее квалифицировано как открытое хищение с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья - ст. 161 ч.2 п. «г» УК РФ.
«Три желания»
Другая история, где главным действующим лицом стал уже Евгений, началась еще летом прошлого года. Женя с Петром гуляли по поселку, и встретив знакомых подростков, Женя потребовал у них денег, стал обшаривать, выворачивать карманы со словами «что найду, все мое». Петр выступал как наблюдатель.
Улов был небогат – 10 рублей и выпавшая связка ключей. Женя поднял ключи и в благодарность за возврат потребовал у К. 200 рублей. При этом он угрожал расправиться, если К. не принесет требуемую сумму, и для наглядности несколько раз ударил подростка.
Но у мальчика не было денег ни летом, ни 1 сентября на торжественной линейке, когда Женя подходил «за долгом», ни в октябре и ноябре. Время шло, росли аппетиты, Евгений начал требовать уже 1500 рублей. Пригрозив, что если К. не расплатится к Новому году, ему «придется исполнять три желания».
Запуганный мальчик не пошел на школьную елку, а после зимних каникул перестал ходить в школу – боялся обидчика. Только когда вскрылся факт прогулов, подросток признался о вымогательстве маме.
На суде К. сообщил, что угроз Женя не высказывал, не бил, а требование денег за ключи считает обоснованным. В связи с противоречиями в показаниях, был оглашен протокол допроса, который был проведен ранее. А после перерыва судебного заседания подросток нашел в себе смелость и признался, что запуган подсудимым. Мать подростка также сообщила, что Евгений заставляет ее сына менять показания.
Действия Евгения квалифицированы по ст. 163 ч.2 «в» УК РФ как вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, совершенное с применением насилия.
Сколько веревочке ни виться…
В ходе судебного заседания под председательством судьи И. Г. Свиридовой и Евгений, и Петр раскаялись в совершенном, принесли извинения потерпевшим. Но что сделано, то сделано, наказание нести пришлось.
Смягчающим обстоятельством стал несовершеннолетний возраст подсудимых. При назначении наказания суд учел также условия жизни и воспитания подростков, уровень их развития, другие особенности личности, а также степень влияния старших по возрасту.
Окончательное наказание Петру было назначено путем частичного сложения наказаний в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии. Под стражу Петр был взят в зале суда.
Евгению окончательное наказание назначено также путем частичного сложения наказаний в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии, однако до достижения им 18-летнего возраста он помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования.
…Когда осужденные выйдут на свободу, им будет чуть больше 18 – самое время молодости, вступления в мир взрослых, определения своей дороги в жизни. Какой она будет у Петра и Евгения?
Дина БУШУЕВА по материалам судебного дела.
Имена участников дела изменены.