В медовом царстве Сергея Нагибко Май – последний, оттого и самый теплый весенний месяц. Время цветения и благоухания природы. А где цветы, там и пчелы. Секретами жизни трудолюбивых насекомых и не только
с читателями «Вестника Приграничья» поделился пчеловод в третьем поколении Сергей Васильевич Нагибко из Пограничного.
Предки Сергея Васильевича приехали в Приморье по переселению на заре прошлого столетия. Прадед занимался пчелами, об этом нашему герою рассказал отец – Василий Семенович Нагибко, который тоже был профессиональным пчеловодом.
– Мы жили в селе Комаровка Кировского района, отец работал на совхозной пасеке, – вспоминает С. В. Нагибко. – Мне с детства нравилось помогать ему ухаживать за пчелами. Жаль, что с распадом Советского Союза эта отрасль сельского хозяйства была забыта, а когда магазины заполнились множеством продуктов, людей стал меньше интересовать ценнейший продукт, который дарит нам сама природа – мед. К счастью, культура пчеловодства не была полностью утеряна, и по сей день остаются энтузиасты, которые, несмотря на все трудности и затраты, продолжают заниматься пчелами. И по сей день на фермерских ярмарках при желании можно найти вкусный, а главное полезный натуральный мед.
Сергей Васильевич не сразу пошел по стопам отца. Выучившись на механизатора, устроился работать в совхоз «Кировский». Здесь обзавелся семьей, в которой родилось двое сыновей. Но в середине 90-х непросто было выжить на селе - совхозы закрывались, и Сергей Васильевич принял решение подписать контракт с Министерством обороны РФ. Так, в 1997 году чета Нагибко оказалась в селе Барано-Оренбургском Пограничного района.
После выхода на военную пенсию Сергей Васильевич построил дом в Пограничном (сюда и перебралась его семья), а вместе с ним построил и ульи – домики для пчел.
– Меня всегда тянуло к пчелам, – признается он. – Жаль, что, когда появились время и возможность ими заниматься, уже не было рядом отца, который мог бы подсказать и научить всем тонкостям пчеловодства. Пришлось эту науку самостоятельно изучать по книгам и видеороликам в интернете. Очень помогли лекции сибирского ученого-зоотехника, пчеловода В. Г. Кашковского. Но свои первые ульи я построил по памяти – вспоминал, как отец их строил, и пытался сделать похожие.
За 13 лет увлечения пчеловодством количество семей медоносных насекомых у Сергея Васильевича увеличилось в десять раз – сейчас у него 30 ульев. Несмотря на невероятную выносливость пчел, они требуют большого внимания и тщательного ухода.
– Зимой за температурой в омшанике нужно следить постоянно, она не должна опускаться ниже +1°С, – делится опытный пчеловод. – В этом году пчелы начали активизироваться уже с середины февраля, что достаточно рано. Но климат меняется, и они на это реагируют, поэтому я уже в феврале вынес ульи на улицу. Еще одним важным условием комфортной жизни пчел является наличие корма. Поэтому весь мед у них забирать нельзя. В каждом гнезде его должно быть не менее восьми килограммов. До июня пчелы развиваются, растут, а после 20-х чисел я везу их на цветение липы. Как правило, это Спасский, Яковлевский, Черниговский районы края. Далеко, но что поделать. А вот мед с осенних цветов собираем поближе, например, на Таловском перевале.
Мало того что пчеловодство дело хлопотное, так еще и есть вероятность встретить дикое животное. В прошлом году на пасеку к Сергею Васильевичу в гости заглянул хозяин тайги – медведь. Благо, собаки напугали косолапого, и он ушел. А змей пчеловоды и вовсе не боятся. По словам С. В. Нагибко, яд змеи и пчелы похожи по составу, только концентрация разная, поэтому у пасечников к нему иммунитет. Ведь бывает, что за один день пчелы могут жалить до десяти раз. Такова цена сладкого лакомства!
– В среднем за сезон с одной семьи можно накачать до ста килограммов душистого меда, – говорит Сергей Васильевич. – Здесь многое зависит от погодных условий. В прошлом году было чуть меньше. А вот четыре года назад удался рекордный для меня сезон, тогда с одной семьи получил по 160 килограммов меда.
Пчелы производят и другие ценные по своим полезным свойствам продукты, которые собирают пчеловоды. Например, маточное молочко, трутневый гомогенат, прополис, пыльцу, пергу, воск, мерву.
– Пчелы не только самые экологически чистые производители, но еще и безотходные, – делится пчеловод. – В каждом продукте, который они производят, даже побочном, кладезь витаминов, минералов и полезных веществ. На себе ощутил их пользу для здоровья. Например, у меня прошла аллергия на пыльцу. И в целом в свои шестьдесят чувствую себя минимум на десять лет моложе. Хочется, чтобы наши дети употребляли больше натуральных сладостей, а не бежали в магазин за искусственными.
По словам С. В. Нагибко, одной из главных проблем приморских пчеловодов является сбыт меда. С завершением сезона острее становится вопрос его реализации, и здесь приходится либо уповать на свои силы, либо продавать за бесценок перекупщикам.
В советское время, как вспоминает Сергей Васильевич, пчеловод мог не беспокоиться – на пасеку приезжали заготовители и оставляли фляги, а позже полные забирали. Сейчас же свой мед С. В. Нагибко продает в основном на фермерской ярмарке.
– Пчеловодство – очень увлекательное занятие и нужное людям, но, к сожалению, пока что это скорее хобби, чем профессия, – вздыхает Сергей Васильевич. – Одной пасекой семью не прокормишь. Хочется верить, что государство будет поддерживать эту отрасль, и в будущем вновь будет цениться такая нужная профессия – пчеловод.
Людмила Джошкун.
Фото предоставлено С. Нагибко.
На снимке: С пчелами С. В. Нагибко не боится работать голыми руками.