Дарят бабушки заботу и тепло «Мы не можем остаться в стороне», – с такими словами в 2022 году, когда только началась спецоперация на Украине, обратилась к членам местного отделения Союза пенсионеров его председатель Надежда Пискун. И нашла у них отклик, работа закипела.
Бабушкина забота
Заготовка варенья, вязание носков, пошив госпитальных трусов, органайзеров, подушек-косточек, варка окопных свечей, создание шапок-«леших», плетение маскировочных сетей и постоянные гуманитарные сборы – таков неполный список дел, которыми заняты члены местного отделения Союза пенсионеров, чтобы помочь нашим бойцам.
– Тесно сотрудничаем с волонтерской группой «Мы-Vместе25», – поделилась Надежда Григорьевна. – Кто из наших пенсионеров не шьет и не вяжет, приходит в цех по плетению маскировочных сетей. Остальные трудятся на дому – в стороне не остаемся. Недавно поддержали акцию краевого отделения Союза пенсионеров «Варенье от бабушки». Наварили варенье из абрикосов, физалиса, слив, смородины, разлили по пластиковым бутылкам, чтобы во время транспортировки не бились.
Помощь поступает отовсюду. Например, на те же бутылки с вареньем решили наклеить красивые этикетки «Варенье от бабушки». Обратились в районный центр культуры и досуга – и его руководитель Евгения Мышко сразу откликнулась. До этого этикетки на партию носков нам распечатывали в межпоселенческой библиотеке.
На просьбу поделиться тканью для шитья трусов отозвалось немало людей, даже незнакомых. На практике мы поняли, что лучше всего для этого подходит ткань для постельного белья – она мягкая, приятная к телу. Бросили клич, и скоро у меня кресла в прихожей было не видно из-за горы белья, которое передали неравнодушные жители Приграничья. И все добротное, качественное.
В основном шитьем у нас занимаются Наталья Самусь и Валентина Закордонец. На счету Натальи Андреевны уже больше сотни госпитальных трусов! Людмила Хрюкина изготавливает шапки-«лешие», которые используются для маскировки. Анна Рубан вяжет носки и варит варенье. Все стараются для ребят на передовой.
Воодушевляющим был момент закупки носков. За ними пошла на ярмарку на поселковой площади. Продавец, мужчина, увидев, что я долго перебираю разные размеры, спросил: «Вы что же, не знаете размер ноги вашего мужа?» Я ответила, что выбираю их для ребят на СВО. Так он мне скидку приличную сделал и взял мой номер телефона, пообещав в следующий раз привезти носки по закупочной цене. Потом был дождь, и ярмарку отменили. Затем снова дождь, мужчина на ярмарку не приехал, но носки привез – 150 пар, 130 оплатили мы, а 20 он добавил от себя. Я принесла носки в цех Денисовым на ул. Сунь Ятсена, и оказалось, что на них как раз была заявка от бойцов, так что смогли сразу же ее закрыть.
Считаю, что помогать нашим бойцам надо обязательно. У моей знакомой в СВО участвуют сын и внук. Она, кстати, делилась пластиковыми бутылками для варенья. И если ее родные получат с гуманитарной помощью бутылки с надписью «Варенье от бабушки», пусть знают – это от нас!
У меня на СВО нет родных, но душа болит за всех ребят. Очень жалко погибших. Вспоминаю Алексея Власенко – такой красивый молодой парень, жил по соседству. И вот не стало его, ушел героем при исполнении служебного долга.
А еще обидно, что воюют братские народы. У меня на Украине родственники есть, моя мама оттуда родом. В Приморье она с родителями переехала в 1950-х по программе переселения. Думаю, на этот шаг их подтолкнул один случай, когда свои же, деревенские, чуть не погубили бабушку по маминой линии.
Вспоминаю семейную историю, как во время Великой Отечественной войны деревню оккупировали немцы. Они требовали все хозяйство им отдать. У бабушки как раз свинья опоросилась, и одного поросенка она спрятала. А один из сельчан, бандеровец, услышав визг поросенка, позвал фашиста разбираться. Маме тогда было 13 лет, ее сестре – 11. Немец направил на бабушку дуло автомата, а дети в ноги ему упали, умоляли пощадить. И он сжалился. Фашист оказался добросердечнее, чем односельчанин-предатель.
Нам нужно отстоять страну, иначе никак. Вот и помогаем нашим ребятам кто чем может. А им на передовой все пригодится – окопная свеча и согреться поможет, и еду приготовить, если кухня до них вдруг не сможет добраться. Добавят в котелок наш суповой набор из сушеных укропа, лука, базилика, моркови – и еда вкуснее будет! А если нет возможности готовить, так хоть ложку варенья зачерпнут.
Чтобы было тепло
Клуб «Уют», объединяющий любительниц вязания, действует при народном музее истории и краеведения уже больше пяти лет. Рукодельницы собираются дружной компанией по вторникам, четвергам. Вяжут самые разные вещи – джемпера, шали, кардиганы и т.д. А с началом спецоперации все взялись за вязание носков для наших ребят - участников СВО.
– Думала еще чем-нибудь заняться для помощи бойцам, – рассуждает руководитель клуба Наталья Гранкина. – А потом поняла, что делать нужно то, что хорошо умеешь. Так получается эффективнее. Как православная, вяжу с молитвой о ребятах.
Общаюсь с нашим земляком - участником СВО Сергеем Реу, он сейчас там. Мы уже отправляли ему посылку. Он распределил носки между ребятами – хватило на всех, парни нас благодарили. Им приятна забота земляков. Сейчас ждем, когда Сергей приедет в отпуск – вручим ему новую посылку уже лично в руки. Если же отпуск не дадут, отправим посылку через волонтеров или военным бортом.
Принимаем участие и в общих сборах посылок. Так, передаем в Союз пенсионеров или напрямую в группу «Мы-Vместе25» носки, снуды, а они уже – бойцам, чехлы на культи – в госпитали.
Рукодельницы тщательно подбирают материал для носков, предпочтение отдают натуральному, с большим содержанием шерсти. Готовые изделия стирают, чтобы вымыть следы фабричной обработки и позволить материалу раскрыть свои полезные свойства. Шерсть рукодельницы выбирают помягче, хотя, как и всякая шерсть, она все равно остается слегка колючей. Но в этом своя польза, ведь таким образом стимулируется кровообращение, что очень полезно в условиях низких температур.
У каждой мастерицы свой неповторимый стиль – от разных узоров до личных пометок. Так, Анна Рубан вышивает на носках слово «Защита» и размер, чтобы бойцам было легче найти подходящий.
– Время сейчас непростое, моральная поддержка нужна и в тылу, – отмечает Наталья Гранкина. – А тыл много значит для фронта. Если мы тут будем держаться друг друга, и бойцам там будет легче. Команда у нас дружная, вязание для нас – часть образа жизни, а сейчас еще и поддержка участников СВО, за которых все мы переживаем и молимся.