Строится новая модель бюджетной политики Настоящее бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 39 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пограничном муниципальном районе и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики Пограничного муниципального района на 2010-2012 годы.
Задачи, поставленные в предыдущем бюджетном послании, в целом последовательно реализовываются.
Район, как и вся страна, вступил в непростой период преодоления кризисных явлений в экономике и финансах. Несмотря на негативные тенденции, итоги социально-экономического развития района за 2008 год характеризуются положительной динамикой ряда макроэкономических показателей. По итогам первого полугодия первая волна кризиса также оказала на район гораздо меньшее влияние, чем на другие районы Приморья. Кроме того, политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать резервы, необходимые для того, чтобы существенно смягчить воздействие кризиса.
В целях сбалансированности бюджета проведен анализ и оптимизация действующих расходных обязательств. В результате проведенной работы объем расходных обязательств приведен в соответствие с возможностями бюджета.
С 1 января 2009 года вступили в действие поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.
В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, планирование бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе муниципального задания, многолетние муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Однако для практического внедрения этих инструментов и механизмов необходимо продолжить формирование нормативной и методической базы.
В целях перехода в 2009 году на новые принципы бюджетного планирования в районе проводится соответствующая подготовительная работа: утвержден перечень муниципальных услуг, разработаны административные регламенты, разрабатываются муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок формирования муниципального задания.
Для формирования бюджетных проектировок основой является реестр расходных обязательств Пограничного муниципального района, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований, включаемых в районный бюджет расходов.
Начиная с 2006 года, районный бюджет стал составной частью среднесрочного финансового плана, который утверждается на 3 года.
I. Основные задачи бюджетной политики на 2010 год
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определённые в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Эффективность государства во многом определяется тем, как оно распоряжается финансовыми и материальными ресурсами, которое общество доверило ему в управление. В условиях мирового кризиса этот тезис приобретает еще большее значение. Район, как и Россия в целом, находится в неопределенной ситуации, когда сложно строить перспективные планы, а необходимо мобилизоваться и имеющиеся средства использовать как «фундамент» для построения относительно новой модели управления муниципальными финансами.
В этой ситуации бюджетная политика должна формироваться с учетом всех возможных сценариев развития экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Исходя из этого, бюджетная политика в районе будет направлена на решение следующих основных задач. Первая задача.Сохранение сбалансированности районного бюджета и создание условий для сбалансированности бюджетов поселений
Поддержание сбалансированности бюджетной системы района должно обеспечиваться проведением ответственной политики на районном уровне.
При этом заработная плата, коммунальные услуги, дотации местным бюджетам должны остаться приоритетными направлениями.
Немаловажным фактором в этой ситуации остается оптимизация бюджетных расходов и реструктуризация бюджетной сети. В данном направлении работа должна быть продолжена.
Необходимым требованием стабильной работы бюджетной системы является отсутствие кредиторской задолженности бюджетных учреждений. Просроченная кредиторская задолженность недопустима.
В администрации района введен более жесткий режим расходов на содержание аппарата управления. Установлены лимиты потребления, ограничивающие рост расходов на содержание органов местного самоуправления. Они должны быть соблюдены.
При исполнении бюджета основным принципом становится принцип экономии бюджетных средств. Это должно стать основой для работы каждого бюджетного учреждения.
В долговой политике следует исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизации стоимости его обслуживания.
Задача по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в связи с сокращением доходной базы приобретает первоочередное значение. Расходные обязательства необходимо привести в соответствие с доходными возможностями бюджета. На районном уровне необходимо проводить взвешенную политику межбюджетных отношений на основе регулярного мониторинга исполнения местных бюджетов и прогноза их доходных источников. Вторая задача.Недопущение социальной напряженности и снижения уровня жизни населения
Социальная направленность бюджета района остается приоритетом, и должно быть сделано все возможное, чтобы выполнить заявленные в нем социальные обязательства. В сложных условиях экономической нестабильности бюджетные средства, в первую очередь, необходимо направлять на безусловное исполнение обязательств перед гражданами, выплату заработной платы работникам бюджетной системы и других первоочередных социально значимых расходов. Третья задача.Эффективное расходование бюджетных средств и повышение эффективности управления средствами
Сегодня на первый план выходит задача повышения эффективности бюджетных расходов. И в этом смысле финансовый и экономический кризис способен оказать позитивное воздействие, заставляя применять новые формы и методы работы.
В схему повышения эффективности использования бюджетных средств в первую очередь должны быть вовлечены бюджетные учреждения, которые напрямую работают с населением, тем самым реализуя функции государства по обеспечению граждан по предоставлению услуг и равного доступа к ним.
Именно бюджетные учреждения должны проявлять инициативу, предлагая более эффективные формы и методы предоставления муниципальных услуг с наименьшими финансовыми затратами. Задачей органов местного самоуправления является поддержка инициатив учреждений, стимулирование их к повышению эффективности своей работы.
С введением для бюджетных учреждений муниципальных заданий на оказание услуг особое внимание необходимо уделить стандартам их качества - это важная составляющая на пути к переходу на методы управления по результатам.
Важное значение для повышения эффективности расходования средств имеет процесс перевода бюджетных учреждений в форму автономных.
Существенным направлением эффективного расходования бюджетных средств является их экономия при размещении муниципального заказа.
В целом, для решения поставленной задачи все участники бюджетного процесса должны исходить из единых принципов развития регулирования бюджетных правоотношений, понимать преимущества нововведений, уметь внедрять их в практику, владеть всеми доступными инструментами современного финансового менеджмента. При этом грамотная система менеджмента качества может стать ключевым моментом экономии бюджетных средств, которая реально позволяет существенно сократить время оказания услуги и, как следствие, прочие косвенные затраты, гарантировать результат в необходимые сроки и избежать финансовых потерь.
II. Основные направления бюджетной политики в области доходов
В условиях протекающих кризисных явлений дополнительную актуальность приобретают вопросы развития собственной доходной базы района.
Необходимо продолжить работу по системному взаимодействию органов власти и организаций, наладить действенное сотрудничество с предприятиями, помогать решать существующие проблемы и не создавать препоны в их деятельности. При этом необходимо проводить постоянный мониторинг эффективности работы организаций.
Вопросы роста налоговых платежей в бюджет, вывод заработной платы из «тени», сохранение и увеличение численности занятых должны быть приоритетами при взаимном сотрудничестве.
Основным доходным источником бюджета района является налог на доходы физических лиц. По-прежнему злободневным вопросом остается проведение работы по легализации скрытой заработной платы. Контролирующие, надзорные органы, органы местного самоуправления должны оперативно выявлять и реагировать на подобные ситуации, адресно решать вопросы с работодателями, создающими неформальный рынок труда.
В условиях кризиса жители района нуждаются в новых рабочих местах. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для создания новых производств, увеличения числа малых и средних предприятий. В районе для этого сформирована необходимая нормативная база.
Меры эти, наряду с ростом жизненного уровня населения, способны заложить дополнительную базу для роста доли поступлений от деятельности малого предпринимательства в бюджете района.
III. Основные приоритеты бюджетных расходов
С 2010 года бюджетные учреждения будут работать на основе доведенных муниципальных заданий на оказание услуг, направленных на выполнение показателей непосредственного результата. Органам местного самоуправления предстоит уже в текущем году провести работу по определению количества и качества оказания той или иной услуги, норматива на содержание единицы услуги, а, следовательно, и объема расходования соответствующих бюджетных средств.
Необходимо рассмотреть возможность оптимизации сети бюджетных учреждений в целях обеспечения баланса между эффективным расходованием бюджетных средств, необходимым количеством бюджетных учреждений и спектром оказываемых ими услуг с учетом потребности населения.
Сейчас ориентиром должно стать качественное оказание услуги за счет оптимального расходования бюджетных средств, а не за счет освоения сметы. Органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
В условиях снижения доходов бюджета должны быть рассмотрены все возможные варианты по сокращению бюджетных расходов, за исключением расходов, связанных с обеспечением социальных выплат и деятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
IV. Совершенствование межбюджетных отношений
Действующая система разграничения расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления услуг, объем принятых расходных обязательств существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется. Кроме того, местные бюджеты недополучают доходы в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.
В этих условиях нужно действовать в следующих направлениях:
- инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
- обеспечение режима экономного и рационального использования
бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов местного
самоуправления;
- обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления муниципальных услуг.
Политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на стабильности законодательно закреплённого разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов.
Её основной целью должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в районе, в том числе за счёт расширения практики учёта результативности работы органов местного самоуправления при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из районного бюджета.
При оценке качества управления муниципальными финансами должна учитываться доля расходов районного бюджета, формируемая в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Необходимо ежегодно осуществлять мониторинг и составлять рейтинг качества финансового управления в поселениях района.
Для них должны быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджетных средств и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов. Эдуард Блинов,
глава администрации Пограничного муниципального района.