Капитан Агеев: таежная экспедиция Уссурийская газета «Коммунар» уже больше двух лет следит за историей восстановления памяти легендарного пограничника Алексея Агеева, который служил в Гродековском пограничном отряде и был награжден – одним из первых – орденом Ленина, отличившись при охране государственной границы. Сегодня мы представляем нашим читателям одну из публикаций этой газеты.
Два года работы
Началось все с небольшой заметки об установлении на стене СОШ № 6 г. Уссурийска мемориальной доски в честь героя. В тревожные 1930-е годы начальник пограничной заставы Гродековского пограничного отряда Алексей Агеев с горсткой товарищей отбил и обратил в бегство японский отряд, который в десять раз превышал численность советских бойцов. За проявленные мужество и героизм получил наградное оружие и орден Ленина. На месте боя, в Мещеряковой пади, в 1936 году был установлен обелиск в память о четырех пограничниках, погибших в той битве.
После публикации в редакцию написали письмо родственники Алексея Агеева из Москвы, рассказали о жизни и судьбе героя, поделились бесценными фотографиями, которые хранятся в семейных архивах уже почти сто лет.
Следующим витком истории стала информация о том, что ветераны-пограничники Гродековского пограничного отряда намереваются восстановить на месте боя обелиск, рассыпавшийся под влиянием времени. Но эта операция обросла незапланированными сложностями – место, где располагался памятник, находится всего в 150 метрах от границы, и дорога к нему давно исчезла среди болот и дремучих зарослей. Предыдущие экспедиции, которые пытались разыскать местонахождение памятника, потерпели неудачу.
Однако инициативная группа ветеранов-пограничников продолжала запрашивать разрешительные документы, вести исследования, объединять вокруг себя неравнодушных людей, по крупицам собирать информацию. В итоге в конце июня этого года на мессенджер журналиста пришло долгожданное известие: «Разрешите доложить: обелиск завершен».
Начало истории
Вот что нам рассказал ветеран Гродековского пограничного отряда Николай Шакалов:
– В Гродековском погранотряде я когда-то проходил срочную службу, и мы до сих пор поддерживаем связь с друзьями-пограничниками. Однажды с одним нашим товарищем, Сергеем Нестеровым, мы проезжали по улице Агеева и вдруг осознали – эта улица названа в честь нашего, гродековского героя, а на ней даже таблички нет. Мы решили, что это дело нужно исправить.
Потом было обращение в администрацию, сбор документов в Москве, разрешение и торжественное открытие доски. В 2022 году как раз исполнилось 100 лет со дня образования Гродековского пограничного отряда, и мы приложили немало сил для увековечивания забытых страниц истории.
Вторым этапом стало написание инициативного письма об установлении памятника на месте боя Алексея Агеева в Мещеряковой пади. Но ввиду того, что до российско-китайской границы там всего несколько метров, добиться, да и просто добраться туда было совсем непросто. Между государствами существует законодательная база по соблюдению режима границ, и там можно устанавливать только те знаки, которые определены законами Китая и Российской Федерации, чтобы не вызвать протеста китайской стороны. После определенных согласований разрешение было получено.
Но остался главный вопрос – как найти точку, где когда-то стоял обелиск? Когда я служил в Гродеково, мы добирались туда на лошадях. Солдаты-срочники постоянно ухаживали за деревянной пирамидкой обелиска – подкрашивали, ремонтировали. Но потом памятник был заброшен и в итоге исчез. В поисках информации мы обзвонили всех, кто когда-либо служил на заставе «Синий ключ», или, как она раньше называлась, Сиянхэ. Но прошло столько лет, помочь нам никто не смог.
В поселке Пограничном мы отыскали старшину Виктора Бушуева, который последним бывал рядом с памятником. Он согласился стать нашим проводником. И вот в прошлом году, весной, мы выдвинулись на поиски вчетвером – я, Виталий Герман, Виктор Бушуев и действующий начальник пограничной заставы.
Поиски в тайге
Тайга – это не шоссе, путь оказался сложным. По каким-то оставшимся ориентирам мы отыскали похожее место в густом лесу, но то ли оно? Было важно найти точку с точностью до нескольких метров. И нам повезло. Мы наткнулись на едва видимый периметр площадки, а главной находкой стали старые ведра с известкой. Когда-то солдаты белили обелиск, да так и оставили в лесу.
Радость была недолгой -– мы поняли, что для успешного завершения дела нам необходима дорога. Раньше на этом месте был путь, по которому в 1945 году проходили войска 1-й армии для разгрома Квантунской армии, но за многие годы он совершенно зарос. Там даже пешеходам не пройти, а в нашем случае нужно было завезти стройматериалы. Рассчитывать приходилось только на свои силы, и наша инициативная группа начала расчищать проезд для транспорта самостоятельно.
В прошлом году удалось дважды побывать на местности и пробить в тайге полтора километра пути. Но дальше ударили тайфуны, и дело затормозилось. Этой весной мы вернулись и продолжили – вдвоем прорубили пару километров, очень устали. Судя по карте, впереди оставались еще километра четыре зарослей через тайгу и болота.
К счастью, о нашей экспедиции узнали ребята из Приморского казначейства во Владивостоке. Они уже второй год занимаются восстановлением захоронений бойцов Красной армии, которые участвовали в Хасанских событиях, и очень заинтересовались нашей историей. Нам в подмогу выделили двух крепких парней – Владислава Земскова и Александра Можарова. Вместе с ними и жителем Пограничного Андреем Гавриком за один выезд был выполнен практически весь оставшийся объем работ.
Мы были поражены, как они, гражданские ребята, без колебаний пришли нам на помощь. Так же, как и еще один парень из Владивостока, Андрей Беловодский, который бросил все свои дела и пригнал к границе собственную высокопроходимую технику на больших колесах. На ней мы в течение одного дня доставили все материалы и начали установку памятника.
Решили сделать его из цемента для долговечности. Начали расчищать площадку и наткнулись на фундамент старого обелиска – толстенные бревна, уложенные по периметру. По этим ориентирам установили новый знак точка в точку на месте прежнего. Замесили цементный раствор, выстроили опалубку, залили фундамент. Затем из досок сделали форму для нового памятника, заполнили ее цементной смесью, а сверху поставили шпиль с красной звездой.
Оставалось лишь навести порядок на территории, но из-за проливных дождей пришлось ждать целый месяц. В конце июня это наконец удалось. Цементную стелу побелили, установили табличку с надписью – точно такой же, как и в 1936 году: «Геройски погибли бесстрашные сыны социалистической родины Блекотов Даниил, Грачев Алексей, Кузнецов Иван, Скибицкий Прокопий». У подножия мы высадили тенелюбивые хосты, а из поваленных ветром берез соорудили ограждение, похожее на бордюр, столик и лавочку. В густом лесу получилась небольшая полянка с белой стрелой памятника в центре.
Мы планируем приезжать на место установки обелиска хотя бы раз в год, наводить там порядок. Надеемся, что потом у нас появятся последователи, которые будут помнить о том, что здесь когда-то произошло.
Газета «Коммунар» ( в сокращении).
Фото предоставлено Н. Ямкач.
На снимке: Обелиск в память о подвиге советских пограничников в 1936 году вновь возрожден благодаря народной инициативе
.
Памятник открыт Недавно в один из жарких июльских дней в Мещеряковой пади на месте боя капитана Агеева и его бойцов с японскими милитаристами был тожественно открыт памятник. В церемонии приняли участие ветераны-пограничники, инициаторы установки обелиска, а также представители Приморского казначейства, юные гродековцы и активные жители Приграничья.
Добраться до места группе энтузиастов из Пограничного, Уссурийска и Владивостока было непросто. Мешали духота и высокая температура, а недавние проливные дожди напитали влагой болотистую почву, так что пройти меж сопок шесть километров по бездорожью и гатям оказалось достаточно затруднительно.
Несмотря на усталость, прибыв на место, общими усилиями поляну привели в порядок, убрав ветки и отросший бурьян. Открывая новый обелиск, участники мероприятия прочитали стихи собственного сочинения, посвященные этому событию, рассказали историю подвига капитана Алексея Агеева и других пограничников с застав Сиянхэ («Синий ключ») и Краева, одержавших победу над превосходившими их численностью в несколько раз японскими провокаторами.
Как напомнил ветеран-пограничник Н. Шакалов, смертью храбрых в том бою пали пограничники Д. Блекотов, И. Кузнецов, А. Грачев, П. Скибицкий, о чем говорит табличка на обелиске. Они похоронены в парке им. В. Котельникова в Пограничном. В память о подвиге воинов в зеленых фуражках, ценой жизни остановивших врага, к подножию стелы возложили цветы и венки.