У меня зазвонил телефон… Пожалуй, сложно найти человека, который в последние годы не подвергался бы атакам телефонных мошенников. Охоту на деньги доверчивых россиян ведут алчные преступники разных мастей. Сейчас они уже не лезут в карман, а с помощью современных средств связи стараются сделать все возможное, чтобы вы сами перечислили им кровно заработанное. Со свежей схемой обмана пришлось столкнуться и журналисту «Вестника Приграничья».
Все уже знают, что не стоит разводить беседы с позвонившими вам «главными следователями» и «прокурорами из Москвы», «службой безопасности Центробанка», «сотрудниками «Госуслуг»» и др. Это явно мошенники, которым нужны ваши деньги. Понятно, что настоящие представители таких структур не занимаются обзвоном простых жителей, об этом где только ни предупреждают. Поэтому, возможно, мошенниеи стали чаще сталкиваться с тем, что их номера просто блокируют.
Преступники не дремлют и постоянно адаптируют свои придумки под текущую повестку дня. И вот недавно мне на Ватсап пришло сообщение с неизвестного номера, но с именем и фото на аватарке известного в Приграничье руководителя. Обращался он ко мне по имени-отчеству, напоминал о бдительности в связи с терактами, предупреждал о возможном инструктаже со стороны силовых структур и необходимости быть на связи. Ничего не заподозрив, я ответила. «А что номер неизвестный, так это, наверное, его вторая сим-карта», – убедила сама себя. «Что ж, жертва проглотила наживку», – потирали руки мошенники.
Спустя несколько минут раздался звонок. Строгий голос представился сотрудником ФСБ из Владивостока, начальником антитеррористической комиссии. «Григорий Викторович» с ходу сообщил, что я пособник терроризма и спонсор ВСУ, так как перевела недавно 1 миллион 200 тыс. рублей на Украину, и за это мне грозит 15 лет тюрьмы. Стоит ли описывать мое удивление?
Не давая опомниться, рассыпая ненужные подробности о прохождении банковского перевода, цифры и даты, говоривший стал затягивать в разговор, попутно задавая вопросы о родне на Украине, подозрительных знакомых, которые высказывают негатив о российских властях. Между делом спрашивал, какими банками пользуюсь, доверяю ли им.
Потом говорящий вдруг подобрел и предположил, что переводы делала не я, а мои знакомые или кто-то из коллектива, а значит, никому ничего рассказывать о разговоре нельзя, вокруг враги. Ну и тайна следствия – за нарушение грозит срок.
Затем он выдвинул версию, что утечка данных могла пройти по вине банковских служащих, и даже сообщил, что недавно были вскрыты факты слива персональных данных более чем 100 тысяч клиентов нескольких банков, среди которых и те, услугами которых пользуюсь я. А это значит, что и в банки мне нельзя обращаться – там предатели.
– Пока не доказано, что утечка произошла из-за слива данных, вас могут обвинить в госизмене, а это уголовный срок, – вновь пугал собеседник.
Конечно, в ходе разговора выявлялись нестыковки, настораживало незнание собеседником наших реалий. Но на них сложно было обратить внимание, тем более улучить момент и обдумать все критически. Мошенник говорил уверенно, давил на эмоции страха. Почувствовав недоверие или замедление реакции, сразу же начинал задавать вопросы, заваливал банковскими терминами, аббревиатурами и названиями важных госструктур вроде Росфинмониторинга и Федеральной налоговой службы, Роскомнадзора.
Как тут не растеряться? На это и расчет – жертва постоянно должна быть в состоянии стресса, нельзя ей дать время подумать – соскочит с крючка.
Но чем больше говорил собеседник, тем больше крепло убеждение, что это мошенник, и росло желание бросить сомнительный разговор. Останавливало от этого шага только то, что он был предварен сообщением по Ватсапу, то есть держался только на доверии к знакомому человеку, руководителю.
В конце беседы «сотрудник ФСБ» вновь потребовал, чтобы об этом звонке никто не знал, и сообщил, что со мной скоро свяжутся представители Центробанка… И действительно, тут же начали звонить с разных номеров, но что хотели сказать, я уже не знаю – заблокировала настойчивых. Перезвонила руководителю, ожидаемо, что он оказался не в курсе, что его именем и фотографией, взятой из интернета, пользуются в мошеннических целях.
Возможно, что дальше преступники пытались бы развести меня по классической схеме, уговорив взять кредит и покрыть якобы переведенные на Украину один миллион двести тысяч рублей или передать им код из СМС-сообщения. Во всяком случае, постарались бы добиться своего, чтобы обобрать до нитки. Надо помнить, что Центробанк не открывает счета по телефону, не обзванивает граждан. А предыстория с госизменой – это только подводка к обычной банковской разводке.
Как говорят люди знающие, настоящие силовики в случае надобности пришлют повестку, а если дело серьезное – приедут с группой. А по телефону пугают только мошенники. Они могут называть вас по имени и отчеству, сообщать другую личную информацию. Могут работать группами, присылать фото сфабрикованных документов, как это сделали в моем случае – по Ватсапу прислали фото повестки. Продвинутые преступники могут использовать сгенерированные голосовые сообщения или даже видео.
Подобную схему (с предварительным сообщением по Ватсапу от фейкового аккаунта известного лица), как я узнала, злоумышленники пытались провернуть и с другими должностными лицами Приграничья. Но, к счастью, коварный план им не удался.
Что же делать, чтобы не стать жертвой телефонных мошенников? Специалисты советуют не доверять позвонившим вам незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками полиции, службы безопасности банка, сотового оператора или «Госуслуг». Не сообщайте никому свои личные данные, коды и не совершайте никаких действий. По телефону настоящие представители госструктур, сотрудники банка не будут от вас ничего требовать.
Если вам кажется, что вы разговариваете с мошенником, доверьтесь интуиции и положите трубку. Даже если вы думаете, что держите все под контролем, лучше не рисковать – оборвите разговор и заблокируйте номер звонившего.